Сейчас

-4˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-4˚C

Пасмурно, Небольшой снег

Ощущается как -8

2 м/с, ю-в

764мм

77%

Подробнее

Пробки

3/10

Контрацептив от терроризма

2223
ПоделитьсяПоделиться

«Фонтанка» побывала на практически федерального уровня совещании по защите ТРК от террористов. Ключевая фраза была: «Давайте уже делать хоть что-нибудь!»

После трагедии в «Зимней вишне» ТРК поголовно проверяют на пожарную безопасность. Но выдыхать собственникам, прошедшим испытание, рано — впереди волна проверок на защищенность от терроризма. В дело вовлечены три силовых ведомства и чиновники разных уровней. «Фонтанка» побывала на совещании по антитеррористическому вопросу и пришла к выводу: у ТРК почти нет шансов на успех. 

Главное, что надо знать об антитеррористической защищенности торгово-развлекательных комплексов (а также всех остальных мест, где может хотя бы ненадолго задержаться человек), – защищаться они будут бумагой. Но только если всем участникам процесса удастся договориться.

А теперь по порядку.

На минувшей неделе в Петербурге прошло важное, но незаметное для широкой общественности событие. В город прибыл десант Минпромторга, чтобы оживить процесс борьбы местных ТРК за антитеррористическую защищенность. Министерство представляли трое: начальник отдела безопасности Александр Стратийчук, замдиректора департамента развития Сергей Лобанов и референт отдела безопасности Елена Абросимова. С принимающей стороны присутствовали представители Росгвардии, комитета по потребительскому рынку Петербурга, посланники администраций Калининского, Выборгского и Фрунзенского районов и глава службы безопасности одной из крупных компаний-владельцев ТРК.

Разговор предстоял серьезный. Каждый пришел со своей болью. Потому что, когда мероприятие требует участия пяти разных учреждений и ведомств, всевозможные затыки и недоразумения случаются на каждом шагу. Начиная с самого первого.

Велели паспорт показать

До октября 2017 года в жизни торгово-развлекательных комплексов присутствовало правительственное постановление за номером 272. В нем рассказывается, как должны защищаться от террористов места массового пребывания людей. Потом наверху решили, что каждая категория объектов должна защищаться особым, присущим именно ей, способом, и появился целый куст аналогичных постановлений, посвященных гостиницам и бензозаправкам, дорогам и водопроводам, театрам и циркам, больницам и школам, словом, всем-всем-всем, вплоть до объектов торговли. Последних осчастливили постановлением №1273. В нем, как и во всех аналогичных бумагах, главное требование — оформить паспорт антитеррористической защищенности. Спустя полгода после выхода постановления процесс пошел в регионах и в Москве. А в Петербурге как-то сразу не задался.

Все вроде бы просто. Некий уполномоченный орган в субъекте Федерации составляет перечень торговых объектов, которые обязаны иметь паспорт. Каждый торговый объект из перечня проходит процедуру категорирования. Фактически это комиссия, которая должна на основании документов и осмотра места глазами определить, насколько серьезная террористическая опасность ему грозит. Категорий всего три: первая, вторая и третья. Градация зависит того, проявляли ли раньше злодеи интерес к объекту и сколько человек может пострадать, если проявят. После того, как категория определена, собственник должен в течение 30 дней составить текст паспорта по форме, приложенной к постановлению. И у него есть еще 30 дней на то, чтобы его согласовать с местным управлением ФСБ, МЧС, Росгвардии и региональными властями.

В паспорте должны быть сведения о том, какие потенциальные катастрофы и беды могут случиться на объекте, о возможном числе жертв, о всех эвакуационных выходах, вертолетных площадках, ближайших аэропортах, вокзалах и много о чем еще.

Копии закаленного в множественных согласованиях документа должны храниться во всех трех силовых структурах. Чтобы в случае чрезвычайной ситуации сотрудники, например, МЧС молниеносно нашли в нужной подсобке нужную коробку, а в ней — правильную папку и паспорт того самого ТРК, где происходит беда, и на основании полученных из паспорта сведений спланировали операцию по спасению людей. Хранить такие ценные документы в электронной базе нельзя — в случае хакерской атаки планировать операции по ним сможет кто угодно, в том числе злодеи.

Но думать об этом пока рано. Потому что проблемы начинаются прямо со слов «некий уполномоченный орган».

Охота пуще неволи

Итак, в Петербурге нет утвержденного перечня торговых объектов, подпадающих под действие постановления номер 1273. Но текст документа дает собственникам ТРК право начать оформление паспорта антитеррористической защищенности, не дожидаясь, пока «орган» их «посчитает», а прокуратура придет с проверкой.

Отсутствие паспорта, кстати, карается по административной статье 19.5.1 с названием, как у сказки из цикла «Тысяча и одна ночь»: «Неисполнение решения, сформированного по решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, которое принято в пределах компетенции указанного коллегиального органа». За нарушение гражданам светит штраф в 3 – 5 тысяч рублей, должностным лицам — ровно в 10 раз больше, юрлицам – от 300 тысяч до одного миллиона рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Неудивительно, что некоторые крупные ТРК, наблюдая, как московским коллегам приходят уведомления о том, что пора создавать комиссию и идти категоризироваться, удивились, что в Петербурге на этот счет стоит штиль. И попытались сами инициировать создание комиссии. Но не тут-то было.

«В феврале мы начали направлять уведомления в администрации районов, чтобы создать комиссию для категорирования нашего объекта, – рассказал на совещании с участием представителей Минпромторга начальник службы безопасности компании-собственника ТРК. – Также написали в ФСБ, Росгвардию и МЧС. Первым откликнулось МЧС, прислало двоих сотрудников. ФСБ и Росгвардия не ответили. Администрация района написала письмо, что этим должен заниматься комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга. На комиссию, которую назначили на 20 марта, ФСБ и Росгвардия не пришли. Были только представители МЧС и комитета по предпринимательству».

Итог комиссии: представитель комитета подтвердил, что увиденный им объект — торговый. А сотрудники МЧС по привычке проверили вместо антитеррористической защищенности пожарную безопасность. Акт о прохождении комиссии не подписан до сих пор. К собственнику уже приходила прокуратура с вопросом: а где, собственно, паспорт безопасности? Документ, оформленный по старому, 272-му, постановлению, ведомство, конечно, не удовлетворил.

«Да мы придем, вы комиссию создайте сначала!» – возмутился секретарь антитеррористической комиссии Выборгского района. И тут же упрекнул собственника ТРК в том, что под видом приглашения поучаствовать в комиссии тот прислал натуральную угрозу. Так чиновник оценил пассаж «во исполнение требований постановления 1273 предлагаем вам направить полномочного представителя в комиссию по категорированию; отсутствие члена комиссии на процедуре категорирования не является основанием для неподписания акта».

Потом представитель комитета по предпринимательству поделилась своей печалью: полных сведений о торговых объектах, которые, в принципе, имеются в городе, нет ни в комитете, ни в районных администрациях. Потому что найти необходимые для включения объекта в злополучный перечень ИНН, адрес правообладателя и телефон «достаточно сложно». В комитете нашли частичный выход из положения: начали использовать данные, которые организации предоставляют, чтобы получить... лицензию на алкоголь.

«У нас в министерстве тоже мало людей, тем не менее перечень из 1600 объектов промышленности мы составили, – сказал на это Александр Стратийчук. – Когда информации об объекте недостаточно, пишем, что графы дополняются по мере категорирования объектов. Вывешиваем перечень на сайте, он дополнялся уже раз 10. Вам тоже надо составить временный перечень и вывесить его у себя на сайте с отметкой, что все торговые объекты должны предоставить в администрацию сведения о себе. А собственнику ТРК прокуратуре ответить так: «Я обратился в соответствующие органы, ответ мне не дали». Отправляйте повторные письма. Фиксируйте ответы на них. Составляйте документ, в котором указывайте номера писем в разные органы. И повторно его отправляйте в органы с правом вписать своего представителя. Если вы направили обращение в федеральный орган, какие к вам могут быть вопросы?»

Криво поставленное постановление

Около двух часов ушло у участников совещания на то, чтобы обсудить проблему с перечнем торговых объектов. Стало ясно, что представители районных администраций от всей души желают, чтобы само слово «перечень» исчезло из текста постановления навсегда. Потому что они не знают, какие торговые объекты есть на их территориях: их могут быть сотни и тысячи, к тому же они могут без предупреждения перерегистрироваться с другими названиями.

«Давайте просто начнем что-нибудь делать! – торопил всех представитель компании-собственника ТРК, которому, очевидно, не улыбалась перспектива попасть на штраф. – Внесите в перечень сначала самые крупные объекты. А потом и до мелких доберетесь».

Но его не услышали, потому что возникли новые вопросы: как рассчитывать потенциальный ущерб, который торговый объект может понести от потенциального теракта? Как заставить торговые объекты присылать свои данные, если в постановлении не сказано, что они должны это делать? А как быть с ТРК, которые хотят оформлять свой паспорт по постановлению 272, как места массового нахождения людей, а своих арендаторов обещают заставить делать отдельные паспорта для себя уже по 1273-му? А слова о том, что «срок работы комиссии составляет 30 дней», и вовсе позволяют каждому члену комиссии шантажировать собственника ТРК: мол, я и буду проверять тебя все 30 дней без остановки и раньше этого срока паспорт не подпишу…

«А с какой стати Минпромторг занимается антитеррористической безопасностью? – вскипел в конце концов даже весьма миролюбивый и сдержанный Стратийчук. – Нет нас в законе о террористической безопасности! Но мы занимаемся, потому что нам поручили. Мы ездим по городам и весям, нам делать больше нечего? В регионах постановление уже работает вовсю. А вы 20 минут мне говорите: нет перечня – ничего не буду делать… Или что МЧС вам паспорт не подпишет. Да пусть не подписывают! У нас некоторые документы годами не подписываются. Так бывает. Главное, что вы паспорт составили».

Тем не менее все замечания в Минпромторге пообещали учесть и в ближайшее время опубликовать разъяснения к 1273-му.

...Самый исчерпывающий ответ на вопрос «зачем это все?» обнаружился на форуме «Охрана труда в России». Там между двумя пользователями состоялся такой диалог:

«Что мне даст этот паспорт?»

«Тебе, возможно, ничего, но для руководителя он может послужить контрацептивом при попытке проникновения инородного тела в его организм (в иносказательном смысле)…

В общем и целом, этот паспорт нужен, чтобы не получить штраф». 

Кстати, Интернете десятки контор готовы обеспечить антитеррористическую безопасность любого объекта за сходную плату. Составить текст паспорта без согласований в инстанциях стоит от 40 тысяч рублей. С согласованиями — от 120 тысяч. Судя по тому, с какими трудностями это сопряжено, потолок цен для Петербурга будет, как в сталинских высотках. Но, может, хоть от терроризма защитят как надо.

Венера Галеева, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 21

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close