Военный транспортник в качестве такси удивил, но оказался единственной для Петербурга возможностью встретить главный православный праздник — Пасху — с благодатным огнём.
В пасхальную ночь военно-транспортный самолёт Ту-134 совершил специальный рейс с подмосковного аэродрома Кубинка в Левашово. 8 апреля его встречали паломники, приглашенные организаторами: традиционно Благотворительным фондом Андрея Первозванного и новичком в миссии принесения православной святыни – стратегическим партнерством «Северо-Запад». С аэродрома лампады разъехались по храмам. В Казанском кафедральном соборе иерусалимский огонь ждали губернатор Георгий Полтавченко и спикер парламента Вячеслав Макаров, в Кронштадтском Морском — полпред президента по СЗФО Александр Беглов.
Крейсерская скорость Ту-134АК достигает 850 км/ч, экипаж наверняка торопился, но не успел к полуночи – началу пасхального богослужения. Частицы благодатного огня начали прибывать в храмы ближе к трем часам, и это называли удачей. Военные летчики исполнили обещание, нарушенное гражданской авиацией, и не дали прерваться традиции. Из Левашово лампады развезли по церквам, паломники вернулись Карелию, в Новгородскую и Ленинградскую области, в Ненецкий автономный округ.
Как следует из разосланного по петербургским редакциям анонса, «принесение Благодатного огня традиционно осуществляется по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, силами Фонда Андрея Первозванного, главного командования ВМФ, командования Западным военным округом, при поддержке правительства Санкт-Петербурга и аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО, «Русского Афонского общества» и стратегического партнерства «Северо-Запад».
«Мы подключились к этому мероприятию довольно-таки поздно, и успеть договориться с гражданскими авиалиниями, чтобы встроить рейс в общие потоки, уже было невозможно, – объяснила «Фонтанке» пресс-секретарь партнерства «Северо-Запад» Дарья Дедова. – В этой связи мы объединили усилия вместе с Фондом Андрея Первозванного, и была достигнута договоренность с командованием Западного военного округа, которые любезно предоставили свой борт».
За свою любезность военные денег не взяли – «это добрая воля командования». По оценке экспертов, у коммерческих авиакомпаний стоимость подобной услуги начинается от 15 – 20 тысяч евро, это чартер из Петербурга в Москву и обратно без VIP-обслуживания и питания.
Официальным спикером этого года стало АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад», созданный в 2012 году конгломерат бизнеса и региональных властей. Управляет консорциумом наблюдательный совет, его глава — полномочный представитель президента СЗФО Александр Беглов. В пасхальную ночь исполнительный директор партнерства Алексей Багаряков сообщил, что отныне берет на себя эту миссию и в следующем году доставит благодатный огонь во все регионы округа.
Больше десяти лет доставкой огня в Петербург занималась вице-президент регионального филиала Фонда Андрея Первозванного Залина Медоева. Ныне, оказавшись в тени Багрякова, она с прохладцей отнеслась к словам своего партнера, подчеркнув, что как приносила, так и будет приносить свет со святой земли на невскую. «Я за этого товарища отвечать не собираюсь. Обещал, значит, будет делать. Все вопросы к нему», – отрезала Медоева в разговоре с «Фонтанкой».
Неделя перед Пасхой выдалась для Залины Григорьевны горячей. Ей предстояло познать цену и человеческой необязательности, и человеческой отзывчивости. «Нам до последнего обещал самолет (мы небольшой делегацией должны были лететь напрямую в Иерусалим и потом привезти огонь в Пулково)... Ну, сложились так обстоятельства, не выполнил человек этих обещаний, тогда я обратилась к нашим друзьям в Военно-морском флоте», – рассказала она.
Залина Медоева возглавляла региональные отделения Фонда Андрея Первозванного (ФАП) и входящего в него Центра национальной славы. Благодатный огонь спецрейсами из Иерусалима основатель фонда Владимир Якунин начал возить в 2003 году. В 2004-м за ним летали из Петербурга в Москву, с 2007-го наладили прямую поставку. В 2015-м Владимир Якунин покинул пост главы РЖД и сосредоточился на противодействии информационной войне, объявленной России Западом. Филиалы ФАП, а также Центр национальной славы были закрыты. Залина Медоева же, оставаясь почетным членом ФАПа, зарегистрировала собственную организацию «Центр национальной славы» и, пока ее фонд набирает силу, продолжила миссию, но оказалась жертвой веры в человеческое слово.
Пятнадцать лет исполнилось традиции ежегодных спецрейсов, а в начале XII века за иерусалимским светом пешком ходил игумен Даниил, в конце XX века с лампадой приезжали снискавший славу духовника президента Путина Тихон Шевкунов и опальный ныне банкир Сергей Пугачев. Последнее десятилетие накатанная фондом Якунина колея активно используется православными организациями, землячествами и одиночными мирянами: встраивание в воздушный коридор частных самолетов из России, оформление спецпропусков стали рутиной для израильских властей.
«В начале 2000-х там всего было три-пять самолетов, сейчас же их и тридцать, и сорок. Очереди стоят. Все стремятся побыстрее улететь с огнем. Главное – успеть к официальному завершению пасхального богослужения», – говорит бывший вице-президент ФАП Михаил Якушев, и становится понятно, из-за чего могла случиться задержка в этот раз.
Инициатива Владимира Якунина объединила верующих в чудо схождения благодатного огня в своеобразное братство, основанное на принципе шести рукопожатий. Для Залины Медоевой не было секретом, что главкомат ВМФ последние три года привозит из Иерусалима в Кронштадт свой собственный, "морской огонь".
«Из года в год в планах Минобороны есть военный самолет, который доставляет из Москвы сюда этот огонь, – пояснила «Фонтанке» Медоева. – Они брали его во Внуково и приносили сюда. Поэтому, когда эта ситуация возникла, мне пришлось написать письмо (командующему ЗВО. – Прим. ред.), потому что они это делали непублично».
Вместе с Ту-134 Залина Медоева получила разрешение на публичность. Так стало общеизвестно, что помощник флотского главкома капитан 1-го ранга Сергей Павлов ежегодно летает с Фондом Андрея Первозванного в Иерусалим, а потом на военном транспортнике везет зажженную лампаду в Кронштадтский Морской собор. Само по себе действо не новость, а вот про использование в религиозных целях окружного самолета впервые говорится открыто.
– Я не понимаю, какой-то излишний ажиотаж: «Почему военные?» Ничего необычного нет, это происходило всегда, просто сейчас они позволили нам публичность некоторую, вот и все.
– Ажиотаж может быть связан с тем, что это не частная организация — Министерство обороны.
– Я еще раз вам говорю. Есть свои планы у военных, они считают важным. Точно так же, как принесение мощей происходит. Если вы человек невоцерковленный и вам это все кажется непонятным и диким, то в армии и во флоте есть соответствующее отношение к этим святыням. Это было в их планах, независимо от нас, а сейчас мы просто попросили их, чтобы мы имели возможность тоже там взять наши лампы, вот и все. И нам пошли все навстречу. Вы сейчас начнете разбираться, за какие деньги, и что, и кто? Я вообще не понимаю этого разговора.
– А я не понимаю, почему вы так реагируете. На мой взгляд, это нормальные вопросы.
– Потому что мне показалось странным вот этот вопрос ко мне. Я вам уже объяснила, что это происходило. У нас в армии и во флоте относятся с уважением к церковным святыням, и это играет роль.
– Я нисколько не ставлю под сомнение важность этого мероприятия. Мы просто хотим понять. Вот сейчас вы объясняете, мы начинаем понимать. До этого нам было непонятно.
В следующем году Залина Медоева рассчитывает на гражданскую авиацию. По ее словам, из желающих скинуться на частный самолет выстроилась очередь, а к следующей Пасхе организация доставит огонь и кронштадтским морякам тоже. Летать из Петербурга в Иерусалим дороже, чем в Москву, но разница не так существенна: «Самый дорогой, 8-местный, где-то в районе 50 тысяч евро, но есть и гораздо дешевле».
«Это всегда было на безвозмездной основе, не из бюджетных средств, это частные пожертвования, благотворительность. Вы меня извините, что я начала сердиться, потому что вопросы к военным, – перестает раздражаться Медоева. – Мне не хотелось бы, чтобы потом эта фраза как-то могла трактоваться. Вот то, что я сказала, так оно и есть, и это проверяемо. Правительство (Петербурга. — Прим. ред.) всегда нам оказывает поддержку: обеспечивает пожарную безопасность, ГАИ, информационное сопровождение».
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»