Резкое падение рубля по отношению к доллару и евро, введение все новых и новых санкций не могут не отразиться на конечном потребителе в России, в том числе и автомобилистах. Для того, чтобы понять, что будет происходить, достаточно вспомнить недавнее прошлое: несколько брендов попросту ушли из страны, был законсервирован завод GM в Петербурге, проблемы начались и у дилеров – цены на машины пошли в рост. А тут еще и Дерипаска и группа «ГАЗ».
Падение рубля с понедельника, 9 апреля (его уже называют «черным»), бьет антирекорды. К утру 10 апреля произошло давно забытое: национальная валюта вышла на минимум с 2016 года: евро стоил больше 78 рублей, доллар – без малого 64. Виной тому стали новые санкции, введенные в США. После них на российском фондовом рынке начались паника и обвал (он потерял почти 1 триллион рублей капитализации). Глава ЦБ Эльвира Набиуллина назвала происходящее «коррекцией». Как долго она продлится, не знает никто. Эксперты говорят, что при пессимистичном сценарии падение может продолжиться.
Санкции, введенные США 6 апреля, могут напрямую коснуться автомобильной промышленности (и, как следствие, автовладельцев). В списке, как известно, 7 российских олигархов и 12 аффилированных с ними компаний. Среди них большая часть, по мнению Вашингтона, напрямую или опосредованно принадлежат Олегу Дерипаске.
То, что Дерипаска – владелец группы «ГАЗ», ни для кого не секрет. Решение купить предприятие он принял в 2000 году. С тех пор и владеет. Сейчас в группу входят Горьковский автозавод, «Урал», Голицынский, Курганский, Ликинский и Павловский автобусные заводы и Ярославский моторный завод «Автодизель».
Первое, что может произойти с предприятием, – потеря экспортного рынка. Только в кризисном 2016-м «ГАЗ» экспортировал в США, Африку, на Ближний Восток и Юго-Восточную Азию товара на 156 миллиардов рублей. В общей выручке любого предприятия сумма немалая.
Еще один нюанс: группа «ГАЗ» сотрудничает с настоящими мировыми автомобильными гигантами: Volkswagen (контракт о сотрудничестве был продлен до 2025 года) и Daimler. Именно в Нижнем наладили производство Skoda Kodiaq (это потребовало дополнительных инвестиций в несколько десятков миллионов). Там же делают VW Jetta, Skoda Octavia и Yeti. При этом немцы не скрывали, что готовы вкладывать в российское производство и дальше. И счет шел на сотни миллионов евро. В Нижнем Новгороде работает и Mercedes: на заводе «ГАЗ» собирают легкие коммерческие Sprinter Classic.
Но это лишь один аспект. Рост курса доллара и евро по отношению к рублю повлечет за собой неизбежное подорожание автомобилей. В период с 2014-го (когда произошел обвал национальной валюты) по 2016 год цены на автомобили выросли на 15 – 50 процентов в зависимости от класса машины, и со стабилизацией курса отката обратно не было.
Более того, к 2016 году в России довольно сильно сократился ассортимент машин – с рынка пропали около 50 моделей различных марок. И если такие бренды, как VW, Mazda, «Ситроен», «Рено», «Ниссан» и «Сузуки» вывели лишь определенные модели, некоторые марки исчезли полностью. Например, работу в нашей стране прекратил General Motors. Завод GM в Санкт-Петербурге до сих пор стоит законсервированным и покрывается пылью.
Волна кризиса коснулась и автодилеров. В течение 2015 года в Петербурге закрыли около 30 салонов. И если от марок GM тогда избавлялись вынужденно, то от других брендов – в рамках оптимизации портфеля – из-за плохих продаж. В частности, от салонов Ford отказались "Евросиб" и «Радуга Авто»; от Peugeot – «Аларм-Моторс» и «Конкорд», от BMW – «БалтАвтоТрейд» и «Парк М».
И последнее: нынешняя волна экономических проблем, возможно, далеко не предел. Просто потому, что последним санкционным ударом США 6 апреля впервые удалось достичь какого-то результата. Думали о том, в отношении кого именно ввести ограничения, с середины марта. Тогда в Лондоне произошло отравление экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. Британцы заявили, что Скрипали и еще несколько местных жителей пострадали в результате применения нервно-паралитического вещества «Новичок» (его, по версии Запада, разработали в СССР и сделали в России). Российская сторона все обвинения отрицает.
Последний санкционный список был сделан на основе закона «О противодействии неприятелям Америки через санкции» (CAATSA). Он был принят после опубликования так называемого «Кремлевского доклада», представленного в конгрессе в январе 2018 года. В документе содержатся имена более 200 отечественных чиновников и бизнесменов.