Два конкурса на ремонт 26 км трассы «Скандинавия», как и предполагалось, достались компании ВАД. 2,5-миллиардный лот пришлось разделить, однако чему быть на рынке госзаказа, того не миновать.
Компания ВАД выиграла конкурс на ремонт участка «Скандинавии» на подъезде к МАПП «Светогорск» за 1,6 млрд рублей. Ранее ей же достался и первый участок, с нулевого по 10-й км. В долгой и рядовой истории с разрезанием слишком большого контрактного пирога и обращениями в антимонопольную службу, как в капле воды, отразилась предсказуемость рынка дорожного госзаказа. Хотя жалобы еще будут.
Первый аукцион ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» объявило еще в ноябре 2017 года. Разыгрывали крупный лот на 2,47 млрд рублей: ремонт участков с 0-го до 10-го км и с 24-го км до 40-го км (на подъезде к многостороннему автомобильному пункту пропуска «Светогорск»). Разработка рабочей документации и обследование территории на предмет взрывоопасных предметов прилагались. Гарантийный срок для верхнего слоя покрытия — 4 года, для разметки — 1,5 года, для основания — 8 лет. Почти 200 млн были заложены еще на 2017-й, а управиться надо было к 17 декабря 2018 года.
Как говорится, не подвергая сомнению объективность конкурсных процедур, наблюдатели делали ставку на компанию ВАД. Дело не только в том, что она за короткий срок стала одним из крупнейших подрядчиков на рынке с портфелем контрактов под 200 млрд за 2017 год (в основном за счет дороги Керчь – Севастополь). Просто ВАД с той же скоростью наращивал объем работ непосредственно с ФКУ «Упрдор «Северо-Запад» (10 млрд в 2017 году), и именно ему досталась «Скандинавия» от 65-го км до 100-го км. В итоге к аукциону действительно допустили только ВАД.
За бортом оставили ЗАО «Производственное объединение «Возрождение». Формулировки звучали внушительные: «В пункте 9 Приложения № 1 к документации об аукционе «Шпилька» участником закупки не представлены конкретные значения показателей для шпильки с мелким шагом резьбы». В антимонопольную службу полетела жалоба от недопущенного участника, вокруг конкретных показателей (в том числе и «шпильки») развернулся настоящий схоластический спор. В итоге ФАС признала жалобу обоснованной; к тому же она решила, что в один лот объединили два не связанных между собой участка, а проектно-сметную документацию разместили в единой информационной системе не целиком. Служба выдала предписание аннулировать закупку, отменили ее 22 декабря.
«Ладно, пойдем долгим путем», – будто бы сказал заказчик и в середине марта объявил торги на два отдельных лота. Стоимость работ подросла. Если в расчетах по первоначальному объединенному аукциону участок от 0-го до 10-го км стоил 941 млн, то в виде отдельного куска пирога он подорожал до 957 млн. Участок у «Светогорска» подрос с 1,534 млрд до 1,596 млрд рублей. Но кое-что осталось неизменным — жалобы и победители.
Меньший аукцион выиграл ВАД, он и подал единственную заявку. «Возрождение» не участвовало, но в УФАС обратилось, жалуясь на требования заказчика к товарам. Ведомство признало нарушения, однако предписание об отмене выдавать не стало. «Возрождение» это устроило — компании было важно просто зафиксировать, что огрехи в документации ей не померещились.
С более крупным аукционом (24 – 40 км) вышло интереснее. Туда-то «Возрождение» как раз собиралось заходить и на свою жалобу в ФАС возлагало надежды. Опять-таки упоминалась пресловутая «шпилька», но жалобу признали необоснованной. Зато нашли другие нарушения. Комиссии ФАС не понравились требования к дорожным знакам: «Коэффициент световозвращения при угле освещения 5° при угле наблюдения α=20' должен быть ≥ 50 кд∙лк-1∙м-2». «Документация … устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок ... помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров», – решили антимонопольщики, добавив, что в нескольких случаях заказчик еще и ГОСТы не назвал. В итоге «Упрдор Северо-Запад» было предписано не учитывать ненадлежащие требования при определении победителя.
10 – 11 апреля на сайте госзакупок появились результаты определения поставщика. Еще на стадии рассмотрения первых частей заявок «Возрождение» отцепили. «Шпильку» трогать не стали, зато заказчику не понравилось, как компания описала «конструктивное исполнение тела болта» и «отклонение от прямолинейности» водопроводных труб. В гордом одиночестве ВАД спокойно прошел горнило несостоявшегося аукциона и получил контракт по стартовой цене.
Не то чтобы рядового читателя сильно беспокоила обеспеченность контрактами того или иного подрядчика, но о том, как такие разбирательства месяцами тормозят работы, «Фонтанка» уже писала. Судя по настрою «Возрождения», «Скандинавии» тоже придется постоять без ремонта еще какое-то время. «Данный заказчик проявляет поразительную настойчивость в стремлении к допуску только одной заявки, – говорят в компании. – А результатом таких действий становится затягивание сроков проведения торгов. Данная закупка тоже не закончится быстро. Мы, конечно, будем защищать свои интересы в антимонопольном органе». Неизвестно, насколько хватит запала у «Возрождения». К примеру, подрядчика на мост на «Сортавале» «Упрдор Северо-Запад» выбирает с ноября 2016 года.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»