Гранитная улица могла бы разгрузить транспортную сеть рядом с Ладожским вокзалом, ее строительная жизнь пока бурлит только в зале суда. Власти пытаются получить полмиллиарда рублей за то, что улицы нет.
О сроках сдачи объекта подрядчик вынужден говорить уклончиво. «ЛСР-Строй» продолжает работать по данному объекту в пределах предусмотренных контрактом объемов строительства», – дипломатично заявили в пресс-службе. Гранитная улица, похоже, стала для «Дирекции транспортного строительства» полигоном для обкатки новых технологий по пополнению городского бюджета. Получается не очень, но первая попытка уже предпринята. Полезное для казны (в случае успеха) финансовое ноу-хау имеет лишь один социальный изъян – оно возможно лишь в том случае, если недостроенной части Гранитной улицы не будет никогда.
В 2006 году Дирекция транспортного строительства заключила государственный контракт с петербургским АО «ИнкомПроект», которое обязалось почти за 8 миллионов рублей разработать проект строительства объекта «Развитие территорий инфраструктуры, обеспечивающей подключение комплекса «Ладожский вокзал» к УДС Санкт-Петербурга (2-я очередь. 4 ПК. Гранитная улица)».
Госконтракт исполнялся медленно. В апреле 2013 года Центр государственной экспертизы одобрил работу «ИнкомПроекта». На тот момент Гранитную улицу можно было достроить за 1 миллиард рублей.
Прошло два года.
Дирекция транспортного строительства заключила следующий контракт с ООО «ЛСР-Строй», согласно которому на основании проекта «ИнкомПроекта» подрядчик должен разработать рабочую документацию и построить продолжение Гранитной улицы. Договор заключен в декабре 2015 года.
Ещё через полтора года Дирекция транспортного строительства предъявила «ИнкомПроекту» претензию: мол, наш новый подрядчик немного изменил ваш проект, и теперь Гранитную улицу можно достроить не за 1 миллиард, а за полтора. И это ваша ошибка, так что будьте любезны, добавьте-ка недостающие полмиллиарда из своего кармана. «ИнкомПроект» с такой постановкой вопроса не согласился.
Дирекция обратилась в суд с требованием взыскать с «ИнкомПроекта» 445 905 850 рублей в качестве убытков по государственному контракту от 2006 года.
Излишне говорить, что около Ладожского вокзала Санкт-Петербурга за это время ничего не изменилось.
Процесс длился почти год, но Дирекции транспортного строительства так и не удалось убедить суд в справедливости своих притязаний. Первым апреля 2018 года датируется публикация полного текста решения судьи Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области Инны Барминой, в котором она отказала государственному учреждению в удовлетворении иска. Мотивировочная часть этого судебного акта действительно наводит на мысль о первоапрельской шутке, хотя на самом деле там все серьезно.
Суд разъяснил представителям Дирекции транспортного строительства, что с момента начала исполнения госконтракта «ИнкомПроектом» до момента начала исполнения госконтракта «ЛСР-Строем» в реальной жизни кое-что изменилось. Появились новые коммуникации, а где-то, наоборот, их не стало, у каких-то владельцев инженерных сетей могли измениться требования – и так далее. Вполне логично, что новый проект отличается от старого, но из этого вовсе не следует, что прежний был плохим или, как настаивали представители дирекции, содержавшим ошибки.
Опять же со временем цены тоже меняются. Поэтому нет ничего удивительного в том, что стоимость проекта, предложенного «ЛСР-Строем», оказалась примерно на полмиллиарда рублей выше предыдущего. Но нельзя делать вывод, будто эти полмиллиарда должен предоставить бюджету «ИнкомПроект» – его работу в свое время благополучно утвердил петербургский «Центр государственной экспертизы».
Представлявший интересы «ИнкомПроекта» адвокат Дмитрий Ильин подчеркивает, решение арбитражного суда пока не вступило в законную силу – позади только первая инстанция. Так что у истории возможно продолжение. Пока Дирекция транспортного строительства дойдет до Верховного суда, может устареть и проект, подготовленный «ЛСР-Строем». И ему тоже можно будет выставить претензию о пополнении бюджета на сумму, которая составит разницу между его полутора миллиардами и стоимостью следующего варианта.
Лев Годованник,
«Фонтанка.ру»