Кому-то нет дела до Telegram и вообще «нечего скрывать», а кто-то в мессенджере ежедневно 100 000 зарабатывает. «Фонтанка» присмотрелась, что останется от этого юного телеком-бизнеса после блокировки.
Все авторские Telegram-каналы заявили «Фонтанке», что заработок для них – не главное. Главное – выразить себя, показать свое творческое начало, рассказать о науках, искусствах, моде, еде, спорте и… обо всем на свете. Но зарабатывают они весьма и весьма прилично, и без налогов. Или зарабатывали. Пока не слишком понятно.
Самое интересное
Возможно, мы все уже пропустили. Потому что, пока Telegram был легален на территории РФ, продвинутым соотечественникам доход от него позволял не работать и ни в чем себе не отказывать. Основной заработок давала реклама на канале.
«Обычно при 3000 – 5000 подписчиках рекламный пост стоит от 1000 до 2500 рублей», – рассказали «Фонтанке» в команде небольшого телеграм-канала @dailymoron. «Есть простая формула: стоимость рекламы в канале = количество подписчиков х 0,8, – поясняет автор проекта @aboutmoscow Илья Епишкин. – Если аудитория качественная, то коэффициент может быть значительно выше». «Канал с 20 – 50 тысячами подписчиков может зарабатывать до 300 – 500 тысяч в месяц, – говорит автор канала @internetanalytics Алексей Никушин. – Самый простой способ – нативная и не очень реклама в каналах. Второй способ – организация конференций, митапов и других офлайн-мероприятий, а также развитие личного бренда автора канала».
«Перед Новым годом было безумие, доход был около 70 тысяч рублей, а подписчиков у меня было тогда не так много, – вспоминает шеф «модного» канала @madwomen Даша Как-там-её. – Потом был спад и примерно 30 тысяч рублей в месяц, в марте опять пошел взлет и было 70 тысяч, сейчас еще только середина месяца, а у меня уже доход за апрель перешагнул отметку в 100 тысяч рублей. Канал растет в месяц примерно на 1 – 2 тысячи человек.
«Если вы хотите (честнее сказать, хотели) развивать в Telegram проект для получения прибыли, я бы порекомендовал идти с начальным бюджетом в 50 тысяч, – говорит главред @tgmarketing, автор блога о продвижении в Telegram @aboutSMM Антон Проценко. – При грамотной работе их можно легко отбить за месяц-два. Однако важно понимать, что большинство авторов шли в мессенджер не за легкими деньгами, а за платформой для самовыражения. И получали в первую очередь ее, а уже потом — некую локальную популярность и, да, источник дохода».
Реальные примеры
«Самые высокие цены в политических каналах и каналах деловой тематики. Самые большие суммы за посты у каналов вроде «Футляра от виолончели», где публикуется компромат. Правда, доподлинно суммы за посты мне неизвестны», – сообщил историк и шеф проекта @vatnikstan Сергей Лунёв.
«Самые известные примеры дорогостоящих постов — 300 тысяч рублей у канала «СталинГулаг», – знает Антон Проценко.
«В свое время стоимость рекламы в канале «Бывшая» была от 250 тысяч рублей за пост (это было до второй перепродажи канала), тогда она наверняка достигала и ценника в 500 тысяч рублей, – говорят в «Daily Moron». – У Артемия Лебедева стандартный ценник в 100 тысяч рублей».
«150 тысяч у Варламова», – говорит Марина @myunpublished Мантлер.«Я знаю каналы, где пост стоит 500 рублей (тупо на опохмел админу и его друзьям), а есть гиганты, где реклама стоит по 100 – 150 – 300 тысяч рублей», – показывает, что нет предела совершенству, руководитель проекта Mash (@breakingmash) Никита Могутин.
«В последнее время "Телеграм" стал уютной платформой для людей, интересующихся криптовалютой. Пожалуй, самая дорогая реклама именно в таких каналах. Стоимость рекламного поста в криптоканале с аудиторией около 100 тыс. подписчиков может достигать 1 BTC», – говорит об альтернативах альтернатив администратор каналов @thebestvideo и @lifehackvideo Никита Молчанов.
Как Telegram площадкой для заработка стал
«Telegram так «выстрелил» потому, что резко опустил порог входа в свой информационный бизнес, – рассказал Никита Могутин. – Несомненно, первую скрипку в популярности «телеги» сыграла ее анонимность, но вот все, что получилось дальше, – дел рук тех самых каналов. Когда ты простой Вова из Магадана и ты на коленке создал канал и пишешь туда интересные заметки, а их читают какие-то немыслимые 40 – 50 тысяч человек со всей страны просто потому, что ты крутой и талантливо пишешь. И ты зарабатываешь деньги, и это видит твой друг/брат/сосед/Петя из Урюпинска или Дима из Москвы, и понеслась».
«Telegram возродил культуру текстов, – согласен Антон Проценко. – И культуру их потребления. ЖЖ мертв, в ВК почти никто не писал, в ФБ это явление было слишком локальным».
А когда появился интересный контент, естественно, пришли и рекламодатели. Сначала из своих же, а потом из большого бизнеса. «В первую очередь любой канал, поймавший волну, начинает зарабатывать на рекламе других «тележек» – это адская модель-пирамида, когда ты рекламируешь других, чтобы они выросли и начали рекламировать других, чтобы другие начали рекламировать третьих. Так все было вначале, на заре популярности телеграм-каналов, – вспоминает недавнее прошлое руководитель Mash Никита Могутин. – В последние месяцы все коренным образом изменилось – на платформу пришли крупные бренды и стали делать заказы на упоминания, на прямую рекламу, на продвижение их интересов. Это уже совсем иные цифры».
Бизнес-потери после блокировки
«После блокировки мы лично потеряем 30 – 40% процентов аудитории в "Телеграме", на выручке это отразится слабо, мы полагаем, что потеряем в районе 10% выручки», – говорит управляющий сообществом «Лентач» (@lentachold) Марк Шейн. «На мой взгляд, минимум 50%», – говорит о потерях автор канала @business_ru Андрей Атаман.
«Скорее всего, мы потеряем процентов 30 аудитории, – говорит Антон Проценко. – Пока что вооружаем подписчиков средствами обхода блокировки, держим их в курсе последних инфоповодов».
«Пока непонятно никому, как скажется блокировка на уровне активности, ведь может случиться и схожая ситуация с Ираном (тогда аудитория и продажи рекламы лишь вырастут), – меж тем считают в «Daily Moron». – Ценник у нас не меняется для русских каналов, будем смотреть по ситуации, но скорее всего потери будут около 20 – 30%, от аудитории и т.д.».
Телеграм-канал «Незыгарь» (@russica2), аудитория которого превышает 130 тысяч пользователей, в комментарии «Фонтанке» пока вообще спрогнозировал рост стоимости услуг и, возможно, переход на донаты (англ. donate — «жертвовать» – оплата на добровольных началах).
VPN как бизнес
Собственно, спрос на популярные способы преодоления запрета с помощью прокси и VPN после всего, что было, растет как на дрожжах и гуру телеграм-рынка утверждают, что именно этот бизнес в ближайшее время будет очень прибыльным. «Где трафик – там и прибыль, – говорит прописные интернет-истины Андрей Атаман. – И действительно, сервис @socks5_bot суммарно охватывает 814 тысяч пользователей, @proxy_socks5_bot – почти 245 тысяч пользователей, бот с говорящим названием @FCK_RKN_bot насчитывает почти 500 тысяч пользователей. И таких сервисов – легион».
«Насколько мы знаем, некоторые сотрудники «Роскомнадзора» и иных структур связаны деловыми партнерскими отношениями с компаниями, занимающимися обходом блокировок. Так что речь может идти о частных интересах под прикрытием темы безопасности», – подкинули читателям «Фонтанки» очередную интригу представители канала «Незыгарь».
«Судя по динамике роста пользователей сервисов предоставления VPN, такие проекты могут принести авторам значительные средства. Однако надо понимать, что эта деятельность идет вразрез с законодательством и у авторов могут быть проблемы. Также следует учитывать, что аренда серверов дело недешевое», – говорит Илья Епишкин. «Есть и грабли, – согласен Никита Могутин. – Большинство из них тупо не ожидало такого эффекта, и их серверы упали».
Тем не менее пока, на волне новостей о закрытии Telegram, речь идёт об увеличении объема пользователей «обходных ресурсов» в 5 – 10 раз, так подсчитали в @dailymoron. И пояснили: «Поэтому большинство таких сервисов внедряет платные прокси-серверы. Разработчики VPN и прокси ботов в невероятном плюсе».
Рост бизнеса этих программистов действительно будет невероятным, подтвердил и технический директор «Роскомсвободы» Станислав Шакиров. «Сейчас уже видно, что в связи с делом вокруг Telegram запросы на покупку VPN повысились в десятки и даже сотни раз – наши пользователи активно вооружаются VPN-сервисами по нашим подсказкам, чтобы всегда быть на связи», – рассказал сотрудник правозащитной организации.
Страхи заядлых телеграмщиков
Помимо доходов авторы каналов боятся потерять свою аудиторию. «Основной страх для меня сейчас не в том, что уйдут деньги (это ладно), но что может уйти аудитория и тебе придется ее искать в других местах», – говорит редактор канала «Мел» @melfm Александр Залесов. «Аудиторию на других платформах конечно придётся пересобрать, – согласен Илья Епишкин – Я уже опубликовал в блоге ссылки на аккаунты проекта на других платформах. Твиттер, Инстаграм, Тамблер. Еще тестирую ТамТам и Дзен». «Буду ждать, чем закончится эта история. Хорошо, что у меня есть настоящая работа, кроме канала», – радуется автор канала All-in-One Person (@themarfa) Константин Докучаев.
«Нельзя строить бизнес на одном канале продаж, – учит нерадивых интернет-бизнесменов советник президента Герман Клименко. – Высокие доходы = высокие риски. Если контент востребован, то доходы вернутся в других каналах».
Сам Клименко взял да и перешел в ICQ. И коллег-чиновников позвал за собой. «В ICQ работают каналы. Я перевёл свой канал, и все работает неплохо», – категоричен интернет-консультант Владимира Путина.
Сколько приносит регулярное рекламирование «аськи» (в начале апреля 2018 года Герман Клименко уже агитировал за ICQ), остаётся загадкой.
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»