До 13 апреля средний российский пользователь Telegram был обычным, скорее всего лояльным или нейтральным к власти, человеком. Теперь он в «серой» зоне, теперь он ищет способ нарушить закон.
20 марта Верховный суд признал требование ФСБ предоставить ключи шифрования Telegram законным, а Роскомнадзор дал мессенджеру 15 дней на то, чтобы это требование выполнить. 10 апреля руководитель международной правозащитной группы «Агора», чьи адвокаты представляют интересы Павла Дурова, Павел Чиков потроллил ФСБ фотографией «заявления» своего клиента о передаче двух ключей (металлических) от кроссплатформенного мессенджера «Телеграм». Сверху на документ были уложены те самые два ключа. В 11:30 13 апреля Таганский суд Москвы постановил заблокировать мессенджер «Телеграм».
Это решение суда стало своего рода перекрестком для десятков, если не сотен тысяч россиян, хором говорят совершенно разные, но одинаково известные в стране люди. Причем неожиданно солидарны оказались все, вне зависимости от политических предпочтений, если, конечно, не считать обитателей Госдумы.
До 12 апреля средний российский пользователь Telegram был обычным, скорее всего лояльным или нейтральным к власти, человеком. Теперь он в «серой» зоне, теперь он ищет способ нарушить закон, для того чтобы продолжить работать с удобной программой, давно из обычного мессенджера превратившейся в среду обитания. А нарушив закон раз, трудно остановиться. И это итог стараний государства.
Сам же Павел Дуров, вместо талантливого скандального программиста, каким он был в общественном мнении до сих пор, вдруг стал чуть ли не главным оплотом свободной мысли.
«На самом деле, сегодня очень важный день, – написал главред Esquire Russia, писатель и сценарист Сергей Минаев. – День, который разделил время на до и после «стены». Только за «стеной» из прокси оказались не «одичалые», а сотни тысяч обычных людей, прежде считавших VPN аббревиатурой какой-то. Типа KFC или как там. Сегодня у этих людей отняли любимую игрушку. И толкнули их за стену.
Там, за стеной, со временем они откроют для себя мир левых симок, альтернативных способов проведения платежей и прочих вещей, позволяющих отгородиться от ока государства.
Таким образом, одним росчерком пера сегодня дико осложнили работу наших спецслужб. Агентурную и аналитическую.
Вместо людей, кидавшихся в телеге смешными стикерами и угоравших над анонимными каналами, спецслужбы получат сотню ( сотни?) тысяч других граждан. Злых, незаслуженно обиженных и, главное, обучившихся способам ухода в тень.
Хороший закон. Годный».
Журналист Сергей Доренко записал на обсуждаемую тему короткое видеообращение. В кадре лидер мнений выпивает, а Роскомнадзор этого не любит едва ли не сильнее, чем Павла Дурова, поэтому мы приведем цитату в текстовой форме: «Ну, товарищи, за победу над «Телеграмом». В сущности, речь о победе медленных над современными. О победе провинциалов над столицей. Победили архаики, запретители и мракобесы. Россию серьезно усилили в качестве оплота отставания и мертвечины. У России отняли развитие, я даже не побоюсь такого обобщения. Потому что развитие — это всегда свободный поток информации. А еще это — победа стариков. Это — месть стариков молодым и современным ребятам. Но не ждите, что старики перемрут и страна начнет развиваться. Новые старики придут на смену старым. И запретят развитие. Ведь Россия — страна стариков. Страна мстительных стариков».
«Блокировка «Телеграма» одна из весьма серьезных ошибок российской власти, – пишет журналист Алексей Лушников. – Вместо того чтобы сделать из Павла Дурова национального героя и создать все условия для его эффективной работы – из него сделали вражину в лучших традициях советской эпохи. Выдавили из страны. Запретили. Заблокировали. Объявили заклятым врагом.
Для нового поколения именно Дуров является образцом подражания. Именно он создал «ВКонтакте». Именно он создал «Телеграм». Именно он без копейки из госбюджета смог дважды создать продукты, известные на весь мир. У нас есть еще такие современные соотечественники? Есть. Но, увы, не здесь.
Власть живет мерками 19 – 20-го веков. Власть уверена, что бренды "калашников", "водка", "икра" и "балет" это наши скрепы. Что «Газпром», «Роснефть», «Русал» and etc. – это наши национальные достояния. Давно и навсегда прошло это время.
Далека, бесконечно далека власть от молодого поколения. Это и есть серьезнейшая системная ошибка.
Но по-другому власть поступить не может. Вся логика запретов и оградительных мер не может соотноситься с современным обществом и с эффективным государственным устройством. Развитие есть там, где есть свобода. Дух войны несопоставим с прогрессом».
Осудила блокировку мессенджера даже представитель МИД РФ Мария Захарова. Но по-своему:
«Про закрытие «Телеграма». Я против. Мое личное мнение как человека, который много лет занимается информацией в различных ее видах. Вряд ли оно на что-то повлияет, но сказать должна.
Что сделать надо было – регистрировать каналы.
Для меня остаётся загадкой, как люди, обладающие хорошими источниками, да и сами являющиеся источниками, серьезно обсуждают анонимные слухи и дезу из телеграм-канала.
При этом игра построена таким образом, что опровергать невозможно, на это всё и рассчитано: начинаешь опровергать – только накручиваешь счётчик каналу.
А главное, единственное, где есть телеграм-каналы, это Иран. Но там с перебоями работают соцсети. И кстати, как я понимаю, регистрация телеграм-каналов в Иране начинается с 5 тысяч подписчиков.
Одним словом, против закрытия, за регистрацию каналов».
Бизнес-омбудсмен, экс-кандидат в президенты Борис Титов тоже отметил, что блокировка была не самым умным решением:
«К сожалению, девиз большинства российских чиновников – «запретить и не пущать»! Так было всегда. Это самый простой способ отрапортовать начальству, а проблему засунуть «под сукно».
Народ же умудрялся обходить большинство запретов – и в царские, и в страшные сталинские, и в позднесоветские времена. А тогда это было очень сложно и крайне опасно.
О запретах мессенджеров в 2018 году как-то и говорить неловко. 95% пользователей моментально найдут путь обхода, а остальные 5 процентов просто поленятся. Вот и весь итог таких инициатив власти.
Ну и, конечно, во всем мире интерес к Telegram и Павлу Дурову существенно повысится. Для его бизнеса это, безусловно, хорошо».
Издатель оппозиционной «Медиазоны» Пётр Верзилов был жесток: «На самом деле ужасно смешно все это – ведь «Телеграм» – если не говорить о культуре – буквально единственное, что создано человеком из России в 21-м веке и представляет ценность для остального мира. Все прочее – провинциальный хлам и никому не нужно за пределами русского мира».
«Дуров великий не потому, что не торгуется (торгуется), а потому, что знает, когда идти на компромиссы нельзя», – написал на своей странице главный редактор журнала «Секрет фирмы» Николай Кононов.
«Думаю, я буду стопятьсоттысячная в ленте, но скачайте уже впн. Телеграм это только начало, мне кажется», – посоветовала гендиректор «Медузы» Галина Тимченко.
«Павел Дуров — это едва ли не единственный русский парень, которому в начале 21-го века удалось предложить всему миру ценное изобретение с бесспорной подписью made by russians, – написал журналист Роман Супер. – Он придумал и сделал не автомат, не ракету, не смертельное оружие, а средство для свободного общения в глобальном мире — Telegram. И что на это отвечает родина? В любой непонятной ситуации… (бомбанем. — Прим. ред.) по Воронежу!»
Блогер Илья Варламов, который разместил рекламу принадлежащего «Мейл.ру» мессенджера «ТамТам», честно пометив пост как «присланный», сообщил следующее: «Сегодня Таганский суд Москвы принял решение заблокировать "Телеграм". Эта история очень хорошо подтверждает старую армейскую мудрость: инициативный дурак хуже вредителя. Я объясню вам, почему от возможной блокировки "Телеграма" выиграют все, кроме Российского государства.
Для пользователей это создаст минимальные неудобства. Вам придётся изучить, что такое прокси, VPN, и хоть немного позаботиться о своей цифровой гигиене. Даже если вы вообще ничего не понимаете в обходе блокировок, вам понадобится потратить 30 минут жизни на получение новых знаний. Эти знания сделают вашу жизнь безопаснее и обязательно пригодятся не сегодня, так завтра. (…) Сегодня мы наблюдаем классический синдром вахтёра. Когда какие-то мелкие чиновники, от которых в этом мире не зависит ровным счетом ничего, пытаются показать свою власть. Смотрите, говорят они, мы блокируем один из самых популярных в стране мессенджеров! Выльется это в то, что миллионы пользователей уйдут в серую зону. Люди будут умнее, люди обезопасят себя, они задумаются о своей защите».
А еще по социальным сетям разошелся переведенный журналистом Марией Слоним пост создателя мессенджера Павла Дурова, изначально опубликованный на английском языке:
«Власть правительств над IT-компаниями основана на деньгах. В любой момент правительство может обрушить акции компании, угрожая перекрыть ей денежные потоки, и тем самым вынудить делать странные вещи (например, заставить Apple перенести серверы iCloud в Китай). Мы в Telegram пользуемся возможностью не волноваться из-за выручки или рекламных продаж. Приватность не продается, а права человека не должны нарушаться из-за страха или жадности».
Венера Галеева, "Фонтанка.ру"