Блокировка Telegram в России и допрос основателя Facebook Марка Цукерберга в Сенате США. Как, казалось бы, далеки друг от друга эти события, но на самом деле они об одном и том же: privacy. А что с современными, начиненными множеством электронных систем автомобилями? Они тоже вмешиваются в наше личное пространство.
Они обещают, мы соглашаемся
В «ихней Америке» одного из самых богатых и влиятельных бизнесменов в стране вызвали «на ковер» из-за утечки личных данных 87 миллионов пользователей через компанию Сambrige Analytics. В России спецслужбы попытались «нагнуть» популярный мессенджер для противоположной цели: получить неограниченный доступ к переписке и личным данным пользователей. Дуров, как известно, отказался. «Чтобы быть по-настоящему свободными, мы должны быть готовы рискнуть всем», – написал он.
Но в обоих случаях так или иначе пользователь сам сообщает сведения о себе. Мы все надеемся на то, что сервис, которому мы доверяемся, будет выполнять свои обещания, данные в Соглашении пользователя. Загляните туда – почти все они уверяют, что никогда, никуда и никому не сообщат ваши личные данные и любые сведения о вас, которые им станут известны. Бизнес многих сервисов как раз и строится на конфиденциальности пользователя, защите его информации от несанкционированного доступа. Это основа основ банковского бизнеса, электронной почты, и, конечно, мессенджеров. Именно на этом Дуров построил свою «телегу».
Автомобиль как любимый шпион
Но мы буквально окружены шпионами. Они собирают (или могут это делать) о нас информацию без ведома и контроля. В принципе, мы даже готовы это простить – производители же уверяют, что речь идет о безопасности. Более того, мы их любим, ухаживаем, чистим, смазываем, заправляем. Нет, речь не о смартфонах, хотя именно они самые изощренные «вражеские агенты». Речь о нашем четырехколесном друге – автомобиле.
Сегодня машина все больше превращается в «компьютер на колесах». Даже экономкласс способен много рассказать о вас. Элементарная компьютерная диагностика показывает не только пробег, износ и так далее, но и позволяет судить о вашем стиле вождения, по каким дорогам вы ездите (скажем насколько часто вы бываете за городом или решаетесь ли вы на поездки на большие расстояния). Количество датчиков в современном автомобиле все увеличивается, соответственно растет и объем сведений, которые может сообщить ваша машина. А уж автомобильная навигационная система «выдаст» еще больше информации: она покажет и точные маршруты, и то, сколько времени вы провели в любимом ресторане.
Формально заботой о нашей безопасности объясняют и введенную с 1 января 2017 года обязательную для всех новых автомобилей установку системы ЭРА-ГЛОНАСС. Она позволяет в случае аварии автоматически или вручную послать сигнал службам спасения. Также она позволяет более точно установить обстоятельства происшествия и, как следствие, «кто виноват и что делать». Но кроме этого… система позволяет в режиме реального времени следить за вашими передвижениями, соблюдением скоростного режима и даже нарушениями ПДД. Более того, в случае, если ГИБДД сочтет это необходимым, в ЭРА-ГЛОНАСС существует техническая возможность дистанционно выключить двигатель и таким образом остановить автомобиль. Все это сами понимаете ради чего.
Чем дороже машина, тем больше данных
Чем дороже автомобиль, тем больше сведений он собирает о владельце. Например, запоминая индивидуальные настройки сидений, машина, естественно, запоминает всех, кто в нем ездит и может автоматически распознавать их. Активно внедряются и системы прямой слежки за тем, что вообще происходит в салоне: следят не только за звуками, движениями, открытием-закрытием дверей, нагрузкой автомобиля и так далее, но и, например, ставят видеокамеры, чтобы видеть водителя и пассажиров. Это тоже, конечно, делается «для безопасности», чтобы увидеть, не пьян ли водитель и не заснул ли он, но кто знает, как еще все это может быть использовано.
Компьютеризация автомобилей идет все дальше и дальше. Например, автомобили Tesla фактически всегда находятся онлайн в сети Интернет. Другими словами, все, о чем говорилось выше, вполне может быть доступно Илону Маску (и хорошо, если только ему!) фактически в режиме реального времени. Понятно, что это позволяет делать и много хорошего. Например, постоянно и автоматически обновлять программное обеспечение Tesla или оперативно выявлять всякие неисправности. Да и сам владелец получает массу преимуществ от того, что его авто «в сети». Он может следить за уровнем зарядки батареи, открывать и запирать двери, даже позволять другому человеку перегнать ваш автомобиль на стоянку. Ну и, естественно, заблокировать доступ и возможность пользования машиной в случае кражи. Замечательно! Но можно ли гарантировать, что всеми этими возможностями не воспользуется кто-то другой?
«Если вам нечего скрывать, то нечего бояться»
Этот аргумент настоятельно внедряется в сознание соотечественников всеми доступными средствами. То есть нас уверяют, что следят исключительно для нашего же блага и безопасности. К сожалению, так это не работает.
Чем больше «ведомств» и сервисов собирают о нас информацию, тем выше опасность утечки. Система неизбежно дает сбои, в нее проникают хакеры или используют какие-нибудь «кембридж аналитики». Да и «ведомства» во всем мире не отличаются стопроцентной надежностью: люди есть люди. Скандалы с «Эшелоном» и «Призмой» тому подтверждение. Люди, имевшие доступ к этим системам, «сливали» информацию коммерческим структурам, а в нескольких случаях использовали имеющиеся возможности… для слежки за неверными супругами. Что уж говорить об отечественных пинкертонах? Да вот то, что недавно в метро опять были замечены молодые люди, торговавшие полицейской адресной базой Петербурга.
Тем более что информацию собирают не только ответственные ведомства, но, скажем, и ваш автосервис. Как и где хранятся эти сведения, кто имеет к ним доступ? Связать машину со смартфоном, конечно, очень удобно. Но как раз телефон, особенно на «андроиде», может стать тем «слабым звеном», через которое в ваши жизнь влезут чужие люди. Хакеры уже уверяли, что смогли проникнуть в программное обеспечение «Теслы» и чуть ли не взять под контроль один из автомобилей, хотя в компании это отрицают. Но кроме Tesla есть много других автопроизводителей, которые, возможно, не так тщательно относятся к безопасности.
Словом, самое время задуматься о том, кто, что и как хочет про нас знать. И как минимум тщательнее выбирать сервисы, которыми мы пользуемся.