Минстрой откроет подвалы всем хвостатым страны. Кошки Санкт-Петербурга и Ленобласти ждали этого события почти 20 лет.
«Фонтанка» нашла зоозащитницу, которая теперь вправе ждать от бездомных котов России подношений в виде крыс, отловленных в подвалах. Такой может быть благодарность за ее многолетнюю битву с жилищниками. Накануне замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис объявил победителя, сообщив, что новая редакция регламента будет включать обязательные продухи в фундаментах многоквартирных домов. Руководитель общественного движения защиты животных «Кошки Санкт-Петербурга и Ленобласти» Юлия Пронина хоть такой новости и рада, но корень видит не в законе, а в уровне грамотности чиновников и сотрудников сферы ЖКХ.
- Петербург и его зоозащитники спасают всех бездомных кошек страны.
– Этой проблемой активно занимаются в Петербурге и Москве, хотя она повсеместна в России. Возможно, что-то сдвинулось с мёртвой точки и нас наконец услышали. Есть постановление Госстроя по эксплуатации жилищного фонда. В начале нулевых там появилась формулировка, что организация, обслуживающая жилфонд, «должна обеспечить защиту от проникновения грызунов, кошек и собак в подвалы». На тот момент действовали санитарные правила по профилактике бешенства, где была эта же формулировка. Регламенты не могут противоречить санитарным нормам, поэтому формулировка просто копировалась автоматически. Но в 2010 году появились санитарные правила, из которых эта формулировка ушла. О профилактике бешенства там говорилось только в части проведения дератизации и дезинсекции подвалов. Вопрос по кошкам из санитарных правил просто выпал.
- Отверстие 15 на 15 сантиметров для прохода кота в подвал. Откуда вообще взялась эта цифра? В других странах столько же?
– Мы предлагали Минстрою разные формулировки. Мы писали «не менее 15 на 15». Но мы говорили, что такой проход нужен на каждое замкнутое пространство. Подвал ведь может быть огромным. Со своей нарезкой на замкнутые пространства. Оптимально – продух на каждую секцию. У нас стоят в Ленобласти дома для кошек. Там у нас как раз 15 на 15. Этого вполне хватает.
- Замминистра строительства Андрей Чибис уточнил, что «по решению общего собрания собственников, на эти продухи может быть наложена заградительная сетка для обеспечения воздухообмена в подвальных помещениях». Кто сказал, что проблема не вернётся?
– Минстрой нам говорит сейчас: если вы хотите, чтобы кошки были, проводите официальное собрание собственников. Если собрание решает в пользу кошек, то кошкам быть. То есть противникам кошек оставляется возможность высказаться. Сейчас же получается, что большинство, которое за кошек, вынуждено страдать от проблем меньшинства.
- Допустим, кошкам дадут право свободного перемещения в подвалы и обратно. Что тогда сможет сделать неравнодушный горожанин, когда увидит кошку у «запаянной» вентиляции подвала? Или услышит, как в подвале страдает забаррикадированный кот?
– Человек может обращаться в полицию по факту жестокого обращения с животными. Плюс в том, что далее будет проще вести диалог с сотрудниками ЖКХ. Сейчас они, как правило, ссылаются именно на устаревшее спорное постановление Госстроя 2003 года, которое, кстати, носит рекомендательный характер и фактически игнорирует 36-ю статью Жилищного кодекса РФ, где сказано о том, что собственники самостоятельно определяются в вопросах эксплуатации подвалов. Но мы пока не видели проект нового регламента.
- И как спасать котов?
– Сначала диалог с сотрудниками жилкомсервиса. Если у них принципиальная позиция и стандартная фраза «пусть они там все умрут, нас их проблемы не интересуют», тогда можно подключать полицию. Естественно, жилищникам проще не замечать проблему. Но в Уголовном кодексе есть статья 39 – «Крайняя необходимость», когда нет другого выхода, нет реакции управляющей компании, полиции, люди имеют право этот продух вскрыть самостоятельно.
- А вы так делаете?
– Да. Мы так делали, когда были тупиковые ситуации, никто не шёл на диалог, естественно, для нас жизнь животного дороже. Да, есть ряд собственников, которые против таких действий. Но большинство всегда за кошек. А управляющие компании, которые наняты этими же собственниками и работают за их деньги, игнорируют их мнение. В сознании людей, в частности сотрудников ЖКХ, до сих пор сидят устаревшие принципы «не моя проблема», «что хочу, то и творю, я тут главный». Но всё решается – когда собственники сами предлагают, что кастрируют за свой счёт кошек в своём подвале, организуют места кормления.
- В каких районах Петербурга эта проблема с уличными котами острее?
– Самый проблемный район – Приморский. И по статистике замуровывания, и по отношению местной администрации к этой проблеме. Там даже не выезжают на проблемные адреса по обращениям граждан. Обычно отписки со ссылкой на то самое постановление. Рыба гниёт с головы. Если бы администрация задала тон на гуманизацию всего этого процесса, я уверена, что УК их бы услышали.
- Может быть, местному главе просто подарить кота или кошку?
– Не факт, что эта кошка потом не окажется замурованной в подвале.
- Есть такие районы, где кошку не обидят?
– У нас совместный проект с администрацией Калининского района. Когда люди, зная про наш проект, обращаются в администрацию с просьбой найти компромисс с управляющей компанией, то у нас происходит выезд на место. Вместе с жильцами дома, чиновниками и УК мы ищем этот компромисс.
- Осталось научить остальных чиновников не бояться диалога с любителями кошек.
– Увы, нет. Сегодня, закрывая подвалы, невозможно найти пути решения дальнейшей судьбы кошки. В Петербурге, например, нет ни одного государственного приюта для животных. В Москве они есть, но они там все переполнены. И частные все забиты.
- Нужны государственные приюты?
– Не обязательно. Даже если бы власти просто заключали договоры с проверенными ветеринарными клиниками, а волонтёры своими силами ловили бы таких кошек, бесплатно стерилизовали в ветклиниках, после чего кошка могла бы отлежаться там пару дней, то это уже была бы большая помощь.
- Кошки 21-го века охотятся на грызунов? Они позволяют решать проблему мышей и крыс в жилых домах?
– Однозначно да. Есть масса подтверждений. Фотографий. Я сама регулярно бываю в подвалах. Я вижу, какое там разнообразие грызунов, задушенных кошками. Крысы, мыши. Регулярно вижу в собственном дворе, как кошки охотятся за крысами. Играют, придушивают. Инстинкт охотника никуда не ушёл. Есть исследования английских коллег, которые анализировали ночную жизнь домашних кошек. Вывод простой: даже домашний кот наполовину хищник. Все инстинкты сохраняются.
- Для многих проблемы кошек – вообще не проблемы. «Люди живут на улице, а они кошек спасают», – возмущаются одни. «Достали со своими котами и жалобами», – вторят им полицейские в некоторых районах города, к которым любят обращаться зоозащитники. Вы как реагируете на такие реплики сограждан?
– Пока у людей в нашем обществе, в частности представителей власти, не будет понимания, что убийцы животных – это потенциальные убийцы человека, и что люди, которые борются за гуманное отношение к животным, борются и за жизнь людей, нормального отношения не будет. Зарубежная статистика взаимосвязи «убийство животного – убийство человека» показывает, что очень часто это связано напрямую. По некоторым исследованиям, 100% убийц людей убивали животных. Когда люди это осознают, что живодёры – это угроза для них самих, то отношение ко всей этой проблематике поменяется. Но пока проблема нарастает.
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»