Регулятор исчерпал карательный потенциал в борьбе с Telegram. Провайдеры, у которых могли бы отобрать лицензию, исполнили волю государства и отошли в сторону. Владельцы proxy-серверов и пользователи ничем не рискуют.
Роскомнадзор достал запылившийся «Закон Лугового» о досудебной блокировке интернет-адресов, чтобы надавить на Telegram и принудить к передаче Федеральной службе безопасности ключей шифрования. Это юридически бесперспективная игра в кошки-мышки, считают специалисты. К вечеру 17 апреля Роскомнадзор внес в свой реестр шестнадцать миллионов IP-адресов, и количество их продолжает расти.
На интересующих регулятора IP-адресах «селятся» серверы VPN и Proxy, с помощью которых пытается скрыться сам Telegram. Принадлежат эти адреса компаниям Amazon и Google. При такой схеме пользователь запускает приложение, и его сервер перебирает все прописанные варианты, пока не наткнется на «живой». Сейчас американские компании не отказывают Дурову в выдаче новых адресов.
Под решение Таганского районного суда Москвы, которым мессенджер должен быть заблокирован немедленно, хостеры не попали. А Роскомнадзору для внесения адреса в реестр необходимо указывать основание для блокировки. Им служит решение Генпрокуратуры 27-31-2015/Ид4082-15 от 04.12.2015. Оно появилось после так называемого «Закона Лугового» о досудебной блокировке. С санкции прокуратуры можно ограничить доступ к любому IP-адресу, если усматриваются призывы к массовым беспорядкам и «другая экстремистская информация». В поправках к закону «Об информации», которые были приняты после протестов на Болотной, нет четкого указания на то, что именно считается экстремизмом. Под его действие попадали блог Алексея Навального, отдельные страницы в Facebook и «ВКонтакте», иностранные мессенджеры и другие сервисы, но в целом за время существования реестра с ноября 2012-го и до полуночи 16 апреля 2018 года в него было внесено около пяти тысяч доменных имен.
Продолжать блокировку IP можно до бесконечности, но в конце концов парализованным может оказаться Рунет, а Telegram так и продолжит работать. Сегодня примерная модель будущего уже показана: сбоят MasterCard, «Одноклассники», «Окей». Viber и вовсе отключился. А Telegram живет и демонстрирует рост.
Под решение Таганского суда попадают провайдеры, и единственно надежный рычаг давления Роскомнадзор уже использовал. По словам исполнительного директора Объединения альтернативных операторов связи Алексея Леонтьева, компании требованию заблокировать сайты не сопротивляются. Неповиновение может стоить до 100 тысяч рублей штрафа или отзыва лицензии.
Гендиректор «Строй Телеком Инвест» Вероника Шадуро считает, что штрафы, несмотря на выполнение требований, быть могут. «Если раньше аппаратно-программному комплексу «Ревизор», который автоматически проверяет полноту блокировки, нужен был час-два, то теперь он должен работать сутки. Операторы ждут всплеска административных дел, потому что такая большая выгрузка IP-адресов непременно даст сбои. Пропуски обязательно будут, но пока их нет», – рассказывает она.
Эксперты сходятся во мнении, что выводить ресурс из-под блокировки – бессмысленная задача. Proxy выступает представителем между клиентом Telegram и сервером. Роскомнадзор благодаря этому промежуточному звену не видит, куда обращается пользователь. Задача затруднена тем, что и сам мессенджер, и Proxy в любой момент могут сменить IP-адрес.
Технология VPN обманывает регулятор, создавая параллельный, не видимый Роскомнадзору канал связи и меняя IP пользователя.
«Борьба Роскомнадзора с Telegram и сервисами обхода блокировки – это борьба с самим Интернетом и тем, как он устроен. В Сети все сделано так, чтобы технически было сложно действовать, как Роскомнадзор. Он дерется с самой логикой построения Сети, руководствуясь мышлением солдата — есть приказ, я его выполняю. Это такая игра в догонялки, в которой в лучшем случае Роскомнадзору удастся усложнить работу Telegram, но не остановить ее», – считает Алексей Леонтьев.
Активность регулятора может обойтись ему дорого. Если операторы связи спорить с ним не готовы, а компании, чьи сайты попали под горячую руку и случайно оказались на том же адресе, что и Telegram с Proxy, уже задумались об исках.
«Можно попытаться признать незаконными действия госорганов, а можно направить заявление о привлечении к административной ответственности должностных лиц за создание помех в работе легальных веб-ресурсов. Инструменты есть, и реализовать их возможно. К нам уже обращались некоторые владельцы сайтов, недовольные блокировками, но пока до конкретных действий еще не дошло»,- рассказывает юрист «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян. Он также отметил, что обход блокировок законодательно в России не запрещен. Скакать с одного Proxy на другой пользователи могут бесконечно, пока сами серверы продолжают бегать от регулятора.
Решение о немедленной блокировке Telegram было принято 13 апреля в качестве обеспечительной меры, пока Дуров не предоставит ФСБ ключи для дешифровки. По сути, мессенджер атакуют не для того, чтобы его закрыть, а чтобы сделать сговорчивее.
Вечером 17 апреля стало известно, что защита Telegram подала в Мосгорсуд частную жалобу на немедленную блокировку. По мнению заявителей, нарушение мессенджером публичных интересов является не более чем предположением Таганского суда. Наоборот, права граждан и общества пострадали в результате атаки на Telegram.
Надежда Мазакина,
«Фонтанка.ру»