Экономист Михаил Делягин заподозрил финскую энергетическую компанию Fortum в потенциальной угрозе в эпоху конфронтации России и Запада, о чем поспешил написать в "Российской газете". Громкие тезисы в издании правительства РФ не остались без внимания в Финляндии: с ответом выступил глава минэкономразвития, а энергетический концерн пригрозил судом.
«Если западные политики прикажут Fortum отключить тепло и энергию в российских городах, то совсем не факт, что Fortum эти команды не выполнит», – выразил свои опасения «Фонтанке» автор нашумевшего материала, где он описывает все риски присутствия в России крупной иностранной энергетической компании. Шок и опасения за судьбу родины заставили исполнительного директора Института проблем глобализации взяться за перо.
«Для меня было шоком узнать, что Fortum – государственная компания». Затем Fortum резко укрепляется <...> и его мощь внутри России резко возрастает. Если раньше они могли спокойно общаться с целыми городами, то теперь их возможности резко увеличиваются, – выразил свое негодование экономист в комментарии «Фонтанке». – При этом два года назад была надежда на то, что вся эта санкционная истерика не затронет бизнес, что "холодная война" – отдельно, а бизнес – отдельно, что санкции не будут нарастать. Сейчас же понятно, что это "холодная война" на уничтожение».
В своей колонке Михаил Делягин со ссылкой на некие интернет-СМИ написал, что в состав директоров финской компании входят высшие чиновники Суоми.
«Меня, действительно, очень сильно напугало это сообщение, которое оказалось неправильным, о том, что у них министр обороны и глава полиции безопасности (сидят в руководстве компании. — Прим. ред.)».
В финском энергетическом концерне материал прочитали и пообещали обратиться с иском в суд, но не к Делягину или «Российской газете», а к его источникам. "Статья, опубликованная на прошлой неделе в "Российской газете", была авторским материалом. Часть этой статьи имеет отсылки к публикациям в неофициальных онлайн-СМИ, в которых преобладает неточное и предвзятое содержание. Fortum ранее без каких-либо результатов пытался их исправить. Именно поэтому сейчас мы обращаемся в суд для того, чтобы внести коррективы", – заявила "Фонтанке" пресс-секретарь Fortum Паулиина Вуосио.
Какие это СМИ – в концерне не пояснили, однако чуть позже стало известно, что Делягин брал информацию из «Общей газеты» и с сайта «Компромат.ру». «Я указал «как сообщают СМИ», здесь все чисто. Я сообщал не от своего имени», – указывает Делягин. Позже директор российского Института проблем глобализации Михаил Делягин принес извинения финской энергетической компании Fortum, ряду высокопоставленных чиновников за использовние не проверенных и не соответствующих действительности данных. Ссылка на "Компромат.ру", как и отсутствие знаний о структуре собственности крупной европейской компании, вероятно, не смутили директора целого института.
В российском отделении Fortum не стали отвечать на творчество господина Делягина, отметив «Фонтанке» лишь, что «главным комментарием к разворачивающейся полемике вокруг Fortum может стать недавняя встреча руководства концерна и его российского подразделения с министром энергетики РФ Александром Новаком, который высоко оценил работу финской компании в России, назвав ее одной из лучших энергетических компаний и стратегическим инвестором российской энергетики».
Энергетика — это политика
В Финляндии же позицию российского экономиста, которого ведущая газета Суоми по ошибке или незнанию назвала «главным советником Владимира Путина по экономике», восприняли как выпад против Суоми.
Исследователь университета Хельсинки по вопросам энергетики, экологии и устойчивого развития Вели-Пекка Тюнккюнен считает, что для публикации материала Делягина в "Российской газете" было несколько причин: "Во-первых, это, конечно, сделка Fortum с Uniper (Fortum и немецкая E.On в конце сентября подписали соглашение о покупке Fortum 47-процентной доли немецкой Uniper за 4 млрд евро. – Прим. ред.), в результате которой финский энергетический концерн заметно расширил свое влияние на российском рынке. А во-вторых – это политическая ситуация <...> Сейчас наблюдается конфронтация по вопросам Сирии, британскому делу Скрипалей, так что нельзя исключать того, что это сообщение Финляндии – мы можем вмешиваться в ваш российский бизнес". Для России энергетика связана с внешней политикой, указывает финский профессор. Например, в "Российской газете" среди прочего упоминается позиция Финляндии по НАТО, которая остается открытой, отмечает исследователь столичного вуза. По словам Тюнккюнена, Михаил Делягин представляет националистически настроенный лагерь, который негативно относится к иностранным компаниям в России. Возможно, считает он, это попытка непрямого влияния на финскую сторону. Подобная тактика "атаки со второго уровня", вспоминает профессор, применялась Россией и раньше, например в вопросах, связанных с детьми, когда Финляндию критиковали различные фигуры, однако первые лица в этом не участвовали. Однако Вели-Пекка Тюнккюнен уверен, что "атака на Fortum не имеет никакого смысла". "Со стороны России не очень мудро запугивать Fortum, благодаря которому стал возможным проект строительства АЭС "Ханхикиви-1", который в Суоми реализует Росатом", – считает Тюнккюнен.
Еще в 2016 году Катри Пюннёнинеми, помощник профессора в Университете Хельсинки и Университете национальной обороны, среди других авторов доклада о безопасности предупреждала Fortum о том, что у компании могут возникнуть трудности на российском рынке в случае ухудшения геополитической обстановки. В исследовании она предостерегала от вложений в сектора, которые российская власть рассматривает как стратегические. "Нынешняя ситуация хуже, чем в 2016 году, – новые санкции США, конфликт в Сирии, дело Скрипаля, – констатирует Пюннёнинеми в комментарии «Фонтанке». – Однако я бы толковала статью Делягина больше в контексте внутренних дебатов в России. <...> Я думаю, что статья отражает точку зрения, согласно которой Россия должна стремиться защитить свои стратегические активы от вредного иностранного влияния". Пюннёнинеми уверена, что одна статья, конечно, не повлияет на энергетическую политику целой страны или стран, однако "может служить индикатором ее изменения".
Делягин и «безумные провинциалы»
В финском МИД "Фонтанку" заверили, что статью Делягина они прочитали и оценили. "Министерству ничего не известно о мотивах автора и выборе времени для выхода колонки", – рассказал Йакко Лехтовирта, руководитель российского отдела в финском внешнеполитическом ведомстве. Финские дипломаты с присущей им сдержанностью заверили, что никакого влияния на отношениях двух стран статья не окажет. "Правительство Финляндии обсуждает финляндско-российские деловые отношения с правительством Российской Федерации по официальным каналам. Энергетические отношения между нашими странами состоят из ряда торговых актов и проектов, которые включают работу Fortum в России, торговлю энергией в целом, проект атомной электростанции "Ханхикиви", который на финской территории реализует Росатом", – отметил Лехтовирта.
Министр экономического развития Суоми Мика Линтиля в комментарии Helsingin Sanomat поспешил развеять слова Делягина об управлении Fortum финскими властями. "Всегда раздражает, когда подается измененная правда о членах совета Fortum, – посетовал Линтиля. – Да, они знают, как по-настоящему обстоят дела". Министр отметил, что Россия и Финляндия не будут конфликтовать по вопросам, связанным с энергетикой. Линтиля уверен, что все вопросы могут быть решены на уровне руководства. Кроме того, 17 апреля министерство экономического развития выпустило обращение Мики Линтиля к неким «доверенным лицам», в котором опровергается, что финское государство вмешивается в бизнес своих компаний. «Государство как акционер, скорее, является посредником между частным и государственным капиталом», – подчеркивается в тексте.
Делягин чуть позже сам осознал, что его умозаключения, напечатанные в правительственной газете, «могут быть использованы для торгов против российской стороны», например на переговорах по поводу строительства Росатомом АЭС в Финляндии. «Помогать финнам против Росатома нет никакого желания», – резюмировал экономист. Делягин лично написал Линтиля и в Fortum, отметив, что все написанное — это его личная позиция. «Безумные провинциалы», как экономист называет финских политиков, «с пеной у рта кричат, что правительство Финляндии не занимается операционным управлением Fortum, но им в голову не придет, что правительство Российской Федерации также не занимается операционным управлением «Российской газетой». По его словам, его колонка просто оказалась интересной изданию, и не стоит искать тайных смыслов.
Fortum — финская государственная энергетическая компания. Основана в 1998 году. В России в 2008 году приобрела ТГК-10, затем переименованное в ОАО «Фортум». Основные активы — восемь теплоэлектростанций в Челябинской и Тюменской областях, доля в петербургской ТГК-1. Выручка в 2016 году — 66 млрд рублей. Согласно исследованию «Фонтанки» «Самые влиятельные финские компании в России-2017», Fortum занимает первое место среди финских компаний, работающих в России, по размеру выручки и инвестиций в российский бизнес. Инвестиции финской компании Fortum в российскую энергетику достигли 4,5 млрд евро. В феврале стало извсетно, что финны станут главным акционером немецкого Uniper, что делает Fortum крупнейшей иностранной энергетической компанией на российском рынке.
Евгений Богданов, "Фонтанка.ру"