Насколько Петербург комфортен и универсален, безопасен и открыт для неслышащих и глухих людей? В городе не менее 18 тысяч таких жителей. И им зачастую приходится сложно ориентироваться в тех же торговых центрах, им не всегда удается найти работу, записаться к врачу и т.д. и т.п. «Фонтанка» послушала о проблемах неслышащих.
Для человека, который не слышит, очень важно то, что он видит – городские указатели, грамотная логистика внутри огромных зданий, чтобы по ним он свободно ориентировался, ведь спросить глухой не может. В Петербурге с этим, мягко говоря, не очень. На домах, особенно в старой части города, табличек с указанием улицы и номера дома нередко нет, среди новых огромных кварталов ориентироваться можно только с помощью навигатора в телефоне, в огромных торговых центрах и магазинах на потребности глухих в визуализации маршрутов внимание не акцентируют. Об этом говорили на форуме «Старшее поколение», на круглом столе, организованном службой социальной поддержки «Система Забота».
Кстати, петербургское метро оказалось наиболее приспособленным для неслышащих – это оценили сами глухие люди. В частности, Владимир Базоев, председатель Московской организации Всероссийского общества глухих, сказал, что наше метро для глухих более понятно, чем московское. Но, пожалуй, это единственный положительный момент.
Если ты глухой и застрял в лифте
Юлия Хорошайлова, начальник отдела социальной реабилитации Петербургского отделения Всероссийского общества глухих рассказала, с чем сталкивается глухой человек в мире мегаполиса, где звук – один из важнейших способов передачи информации и возможности понимать друг друга. Для глухого человека, если у него нет кохлеарного импланта и слух вернуть нельзя никаким способом, общаться со слышащими проще всего через сурдопереводчика. Сурдопереводчиков в разы не хватает – называют цифру тысяча по России, а надо примерно восемь тысяч. Кроме того, бесплатная услуга сурдоперевода предоставляется через Фонд соцстраха, но только сорок часов в год. А если человек учится? То сорока часов мало. Кроме того, все услуги можно получить лишь после конкурсных процедур, а от объявления конкурса до заключения контракта проходит несколько месяцев. Юлия Хорошайлова называет цифру – в Петербурге у пяти тысяч глухих людей в ИПР (индивидуальная программа реабилитации) вписан сурдоперевод, а услугой в течение года пользуются 150 человек, а у кого вообще нет ИПР, у того денег на сурдоперевод нет.
Юлия приводит примеры из жизни. Вот многоквартирный дом, глухой человек заходит в лифт, ехать высоко, а лифт вдруг застревает. Нажать на кнопку, чтобы оповестить диспетчера? Но глухой не услышит, что говорят ему в ответ. Проблемы в поликлиниках с записью к врачу, потому что не всегда записаться удается через терминалы, а coll-центрами глухие люди пользоваться не могут, между тем к профильным специалистам часто можно записаться лишь по телефону. Если банкомат «съел» карточку или ее заблокировали, то глухой человек с банковской поддержкой по телефону не может объясниться. Вызвать экстренные службы, если что-то стряслось, он по телефону не может тоже.
Где работать?
Глухим людям сложно найти работу, продолжала Хорошайлова: самое реальное – это если возьмут дворником. Стандартный вопрос от работодателя – «а как мы с вами будем разговаривать?» Недавно вот попытались нескольких инспекторов ГИБДД обучать жестовому языку – чтоб могли хоть как-то понять глухого водителя. Но это все несерьезно, потому что инспекторы не могут понять, что им говорят хорошо владеющие жестовой речью глухие люди.
Ирина Кузнецова, начальник отдела занятости граждан с особыми потребностями комитета по труду и занятости Смольного, с Юлией Хорошайловой не согласна – она говорит, что рабочих мест не так уж мало и создаются новые, есть интересные проекты, а не только «работать дворником». Кузнецова говорит, что самим глухим людям надо проявлять больше инициативы, вот недавно устраивали мастер-класс для глухих по кондитерскому мастерству в ресторане, где созданы для таких людей рабочие места, так никто вообще не пришел.
Приглашают глухих людей учиться собирать телевизоры, работать в визовый центр Финляндии, на ювелирное производство, кружева плести, создавать оборудование для универсальной городской среды. Кузнецова приводит список из примерно полутора десятков малых предприятий. И еще, оказывается, что Центр развития поддержки предпринимательства готов помогать в создании рабочих мест для глухих людей, бесплатно разработать сайты для всех начинающих предпринимателей. В общем, если так, то кто кого не слышит? И, кстати, Кузнецова и координатор социальных проектов Центра развития и поддержки предпринимательства Марина Журавлева собрались пойти учить жестовый язык – похвальное дело для чиновников.
К вопросам качества сурдоперевода участники круглого стола возвращались неоднократно. И, поскольку на мероприятии переводили разные переводчики, то даже неискушенному человеку становилось понятно, что качество, действительно, очень разное: кто-то переводил на понятный русский язык, а у кого-то получалась просто калька, лишенная нюансов, а иногда и смысл несколько ускользал. Говорили о том, как важно, чтобы среди сурдопереводчиков были сами глухие люди, которые изнутри знают язык жестов, но у которых, например, есть кохлеарный имплант или другой мощный слуховой аппарат и они слышат и обычную речь.
Ольга Мидлер, руководитель контакт-центра службы социального сопровождения «Система Забота» рассказала, как работает бесплатная диспетчерская служба для глухих людей: можно вызвать все экстренные службы, получить справочную информацию, вызвать «социальное такси», врача на дом, получить услугу синхронного перевода. Связаться можно по телефону 8 (800) 707 11 62 посредством sms +7 (967) 978-10-83, факсу +7(812) 336-2-32, электронной почте osz@zabota365.ru, видеозвонку через скайп: zabota365 и да, в Telegram @zabota78
Об искусстве на языке жестов
В Петербурге сейчас для глухих людей появилась возможность стать экскурсоводами. Эрмитаж и Русский музей уже объявляли о том, что готовят глухих гидов, но мало кто знает, что связующим звеном этих проектов стало ООО «Языки без границ», генеральный директор которого Сергей Кречетов рассказал о четырнадцати глухих студентах, обучающихся сейчас профессии экскурсовода. Кречетов говорит, что потом возьмет на работу этих людей, но заинтересованные музеи смогут приглашать их в качестве экскурсоводов, когда понадобится провести экскурсию глухим людям. Музеям надо проявить инициативу – как Эрмитаж, Русский, Музей истории религии – пригласить этих студентов, дать возможность подготовить экскурсию на жестовом языке и сотрудничать в будущем.
Один из студентов – стройный стильный немолодой человек, сам преподаватель с сорокалетним стажем колледжа искусств для глухих и слабослышащих в Павловске Николай Суслов. Он – выпускник Академии художеств – уверен, что слышащим и глухим людям надо работать вместе. В Москве, к примеру, в школах работают глухие и слабослышащие преподаватели, а в Петербурге при всех равных – высшем образовании, квалификации и т.д., таких людей берут на работу лишь воспитателями, не учителями. «К нам скептически относятся», – считает преподаватель.
Среди участников круглого стола на форуме людей, так или иначе не связанных с миром глухих, а просто пришедших послушать, не было, за исключением пожилой дамы, которая приехала на форум, как десятки других пожилых – на бесплатном автобусе, курсировавшем до Экспофорума от метро. Дама с тележкой еще в самом начале круглого стола перебила проникновенно-лиричное выступление модератора – создателя «Системы Забота» Константина Лившица, спросив, что ей делать – она на одно ухо совсем не слышит, а тот слуховой аппарат, что выдали бесплатно, не помогает. Даму отправили искать стенд Фонда соцстраха. Но ей Фонд в данном случае не помощник, увы, – средства на мощные слуховые аппараты, не выдаваемые государством, для пожилых в городе собирают благотворители через фонд «Долго и счастливо».
Тема неслышащего Петербурга многообразна и городу еще далеко до того, чтобы стать универсальной средой для глухих и слабослыщащих людей.
Галина Артеменко, «Фонтанка.ру»