Реклама

Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -1

3 м/с, южн

748мм

90%

Подробнее

Пробки

3/10

Реклама

Продажи выросли задним числом

1918
ПоделитьсяПоделиться

Крупнейшие продуктовые сети зафиксировали отток покупателей в первом квартале. Ретейлеры винят плохую погоду и привязанность покупателей к скидкам.

Официальная статистика смотрит на настроение потребителей с бОльшим оптимизмом. Петростат, который на протяжении всего 2017 года сообщал о том, что петербуржцы не выходят из режима экономии и снижают расходы на продукты питания, пересчитал показатели. По уточненным данным, траты на еду в сопоставимых (очищенных от инфляции) ценах не сократились на 4,9%, а выросли на 1,9% – до 476,7 млрд рублей.  

В первом квартале года продажи продовольствия тоже вышли в плюс. В январе-марте жители Северной столицы потратили на еду 118,7 млрд рублей, что на 2,3% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Но кассу ретейлерам сделали в основном январские праздники: в первый месяц года выручка продуктовой розницы выросла сразу на 8,2% по сравнению с январем 2017 года. В феврале произошло снижение на 1%, в марте наметился рост, но в пределах погрешности — на 0,1%.  

Крупнейшие сети признают, что начало 2018 года оказалось для них непростым. К примеру, X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») в первом квартале  зафиксировал снижение покупательского потока на 1,6%. Сильнее всего трафик сократился в сети «Пятерочка» — на 2,2%, в гипермаркетах «Карусель» он стал меньше на 2%. Зато в супермаркеты «Перекресток» зашло на 3,3% больше клиентов, чем годом ранее.

Ретейлер признает, что отток связан с ценовой политикой: в первом квартале «Пятерочка» ограничила интенсивность промо-акций. 

Напомним: только официальное подорожание продовольствия, по данным Росстата, в январе-марте составило 0,8%.

Еще одной причиной могла стать плохая погода. В своем отчете X5 Retail Group отмечает, что «аномальные холода и несколько обильных снегопадов» негативно влияли на посещаемость магазинов в феврале и марте. Но хотя потребители стали заходить в магазины реже, приобретать за один визит стали больше. За счет роста среднего чека продажи сопоставимых (работающих больше года) магазинов компании показали рост на 0,5%.

Схожую динамику наблюдают в сети «Лента». Компания сообщает, что продолжила испытывать «влияние дефляции».

«Покупатели позитивно реагировали на изменения в нашем предложении, маркетинге и коммуникациях, покупая больше товаров и отдавая предпочтение более дорогим позициям, что привело к самому мощному росту качества продаж с 2013 года», – комментируют в «Ленте». 

Однако трафик в супермаркетах в январе-марте все равно просел на 5,4%, а продажи упали на 4%. Виноваты «февральские погодные условия в ряде регионов России», а также большое число новых торговых точек, которые еще не начали работать в полную силу, объяснил ретейлер. Гипермаркеты чувствовали себя более уверенно: трафик вырос на 1,3%, продажи – на 6,7%.

Но необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о сопоставимых магазинах. За счет экспансии и поглощения других игроков X5 Retail Group и «Ленте» удалось заметно увеличить общую выручку.

Продажи «Ленты» в первом квартале выросли на 19,9%, до 93,4 млрд рублей. Компания открыла один новый гипермаркет и девять супермаркетов. Кроме того, ей помогли поглощенные ранее сети. К примеру, бывшие магазины «К-Руока», которые она купила у финской Kesko, демонстрируют двузначный рост продаж. Показатели экс-гипермаркетов «Наш» тоже превзошли ожидания, сообщает «Лента», хотя конкретных цифр не раскрывает.

Выручка X5 Retail Group в первом квартале выросла на 20,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 350,35 млрд рублей. Компания увеличила число магазинов X5 на 5%. В частности, в конце 2017 года ретейлер выкупил 72 супермаркета сети «О'Кей»

Другие крупные сети пока не отчитались об итогах первого квартала. Однако, по мнению экспертов, динамика двух "монстров" является скорее исключением, чем правилом: оборот розницы в целом стагнирует. По данным исследования холдинга «Ромир», в первом квартале россияне увеличили траты в магазинах на 1,3%, что в полтора раза выше официальных показателей инфляции. Но в марте снова ушли в режим экономии, повысив траты на 0,3%, тогда как цены выросли на 0,5%. Таким образом, компаниям, которые не инвестируют в расширение сети или поглощение конкурентов, выйти в плюс проблематично.

Региональные ретейлеры подтверждают наблюдения. «Если средний чек растет, то именно за счет инфляции», – говорит директор сети «Реалъ» Игорь Янковский. При этом повсеместно продолжают заманивать клиентов скидками. «Я не заметил, чтобы федеральные игроки стали делать меньше промо-акций», – говорит топ-менеджер.

Однако ценовой демпинг как источник роста трафика себя действительно исчерпал, считает глава аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. При этом увеличивать продажи за счет экспансии тоже становится все сложнее: во многих регионах крупные игроки близки к достижению «порога доминирования», то есть доли рынка, при которой они не могут открывать новые точки и покупать конкурентов. Сейчас сети нащупывают новые источники роста выручки и снижения закупочных цен — в частности, все чаще сами занимаются производством и дистрибуцией товаров. 

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close