Концессионное соглашение на строительство первого в Петербурге платного путепровода через железнодорожные пути может быть подписано в ближайшее время. С момента первых заявлений до реализации прошел почти год.
Заявленное в рамках ПМЭФ-2017 намерение построить в Санкт-Петербурге платные путепроводы на месте действующих железнодорожных переездов со шлагбаумами готово вылиться в конкретный проект. Число адресов сократилось, но что-то Смольный построит и своими силами.
О том, что ж/д переезды в Петербурге будут передавать в концессию и, соответственно, вводить платный проезд, стало известно год назад, на экономическом форуме. Соглашение о намерениях чиновники подписали с ООО «Санкт-Петербургская платная дорога», связанным, по сообщениям СМИ, с семьей петербургского бизнесмена Дмитрия Скигина (до этого собственники занимались Наро-Фоминской платной дорогой под Москвой и платным же мостом через реку Упу в Туле). Срок окупаемости, по словам инвестора, составляет 15 – 20 лет, о возможных тарифах в компании не говорили.
Не говорят и сейчас. Зато стало известно, что в преддверии нового форума комитет по инвестициям наконец готов объявить конкурс, предположительно среди адресов — станция Славянка (правда, сам концессионер эту информацию опровергает – планов строительства платного путепровода в Колпинском районе нет). В проект якобы уже внесли изменения по замечаниям чиновников, и в данный момент соглашение в новой редакции вместе с еще двумя проектами аналогичных соглашений о строительстве путепроводов поступили в комитет по инвестициям и направлены на рассмотрение в профильные ведомства. «В течение 30 дней по проектам должно быть дано согласование или замечания, после чего они либо будут направлены в доработку, либо размещены на официальном сайте о проведении торгов», – говорят в комитете. Адреса еще двух платных путепроводов не уточняются, однако в прошлом году велась речь о железнодорожных переездах на севере города. Правда, и говорили тогда о пяти, а не о трех проектах.
Генеральный директор ООО «Управляющая компания «Платная дорога» (аффилированная с ООО «Санкт-Петербургская платная дорога») Вадим Коваленко точных адресов тоже не сообщил, зато рассказал, что планов по замене действующих переездов со шлагбаумами на платные путепроводы у компании в Петербурге много. «Мы рассматриваем различные варианты расположения путепроводов, не ограничиваясь местами пересечений с путями следования поездов «Сапсан» и «Аллегро», – говорит он. – В настоящий момент подготовлены концепции и проведены предпроектные работы по ряду пилотов в Санкт-Петербурге. Все они предусматривают финансирование за счет инвестора без привлечения бюджетных средств». По словам Коваленко, «Платная дорога» как частный партнер проводит проектирование и строительство нового транспортного объекта, который готовым переходит в собственность города. За дальнейшую надлежащую эксплуатацию объекта также будет отвечать концессионер.
В целях возврата инвестиций проезд по путепроводам в течение согласованного срока будет платным. Беспрепятственно будут проезжать машины экстренной помощи, аварийно-спасательных служб, полиции и почтовой службы, а также общественный транспорт, за исключением международных автобусов и такси.
Независимый финансовый эксперт по вопросам ГЧП Александр Сердюков считает, что число узких мест в районах железнодорожных переездов и время ожидания в пробках достаточно велики, чтобы обеспечить при разумной цене большой поток автомобилей на концессионных объектах. «Мне кажется, что здесь можно говорить не только об окупаемости проекта, но и о достаточно высокой потенциальной прибыли, которую путепроводы могут принести инвестору даже при условии, что город ничего не вкладывает в эти проекты, – считает эксперт. – Если инвестор сам предлагает такие условия, то наверняка уже был проведен предварительный трафик-анализ и выявлены наиболее проблемные точки. Мне сложно сказать, какой тариф будет установлен на этих путепроводах, но даже условная цена проезда в размере 30 – 50 рублей при большом потоке автомобилей даст довольно высокие финансово-экономические показатели для инвестора, а для водителей такая цена за комфорт и сокращение времени в пути будет вполне приемлемой».
Интересно, что именно 50 рублей назывались в качестве тарифа на мосту в Туле. В Наро-Фоминске, исходя из платы для грузовиков и легковых машин, выводилось среднее арифметическое в 70 рублей. В соответствии со статьей 37 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», возможность альтернативного бесплатного проезда для участников движения может и не предоставляться, если строящаяся платная дорога более чем на 50% является искусственным сооружением. Соответственно, в случае с заменой действующих железнодорожных переездов на платные виадуки власти могут и не оставлять водителям выбора.
Сколько времени уйдет на определение концессионера и на само строительство, пока не ясно. В Смольном собираются прыгать через рельсы и собственными силами.
По информации КРТИ, в 2019 – 2020 годах планируется закончить как минимум два объекта, которые частично должны снять напряженность на местной улично-дорожной сети, и спроектировать третий. Первый – продолжение Софийской улицы до пересечения с автодорогой на Колпино с устройством выхода в промзону «Металлострой», подрядчик здесь ЗАО «Буер». Второй – реконструкция Оборонной улицы от Заводского проспекта до Лагерного шоссе опять же с путепроводом. Здесь работает «АБЗ-Дорстрой», о трудной судьбе строительства «Фонтанка» уже писала. И третий – Южная широтная магистраль, к планированию которой собираются приступить в 2018 – 2019 годах. Она пройдет от Волхонского шоссе по северной части Пушкинского района к Петрозаводскому шоссе. Предусмотрены путепроводы через железнодорожные пути Балтийского и Витебского направлений.