УФАС устроило, что за системой управления метро будет следить компания со считанными сотрудниками и отсутствием госконтрактов. Конкуренты пишут в ФСБ и идут в суды.
Чтобы система управления петербургской подземкой не сбоила, в течение трех лет проследит компания, которой самой 3 года. Еще недавно там было 5 сотрудников, выручка слегка превышала миллион — и вот все резко изменилось. Оставленные без контракта тяжеловесы сыплют жалобами, как сторонники Telegram бумажными самолетиками, и пытаются поймать победителя на тонкостях налогообложения.
О том, как контракт Петербургского метрополитена почти на миллиард рублей ушел компании "Виарайт", «Фонтанка» писала в конце марта. Речь идет о сопровождении корпоративной информационной системы управления подземкой в течение трех лет. В техзадании указаны десятки объектов автоматизации, процессы от бухгалтерии и учета спецодежды до планирования перевозок. Объем работ колоссальный.
«Виарайт» образован в 2015 году, владельцем и директором значится Светлана Петрова. В 2016 году выручка компании составила 5 млн рублей. Если исходить из этого, то за три года предприятие выполнит свою 170-летнюю норму. Собеседники издания на рынке (как и СПАРК) не смогли припомнить других госконтрактов подрядчика и обратили внимание на некий разброс: компания с 5 сотрудниками в штате должна обеспечить бесперебойную работу ГУПа с 14 тысячами работников. Обратили — и забыли, но не все. Бурную деятельность развило ООО «Тимидея групп»: оно наравне с ООО «Информационные технологии и консалтинг» (ИТиК) уступило в борьбе за контракт. На рынке госзаказа компания не особо отличилась, но выручка за тот же 2016 год составила порядка 680 млн рублей. У ИТиКа – 337 млн. И у обоих «неудачников» от 51 до 100 человек в штате.
«Тимидея» направила заявления губернатору, организации «Опора России», уполномоченному по защите прав предпринимателей Александру Абросимову, ФСБ, ФАС, в Генпрокуратуру. Последняя приняла обращение к рассмотрению, ФСБ заявило, что это не в ее полномочиях, а антимонопольщики назначили заседание инспекции на 23 мая. «Фонтанка», не дожидаясь этого, запросила позицию самой заинтересованной, казалось бы, стороны – Петербургского метрополитена. Заказчик не стал прямо высказывать мнение, способна ли компания калибра «Виарайт» выполнить необходимый объем работ, зато напомнил, что 23 марта ФАС уже отклоняла жалобу ООО «Тимидея групп», поданную из-за «не установления заказчиком требований к участнику о наличии опыта, материальных ресурсов, персонала». Они и правда не предусмотрены в 44-ФЗ о госзакупках как обязательные; в итоге их использовали как критерии оценки заявок, а «Виарайт» информацию о таком опыте предоставило. 23 апреля «Фонтанке» сообщили, что инспекция УФАС по результатам внеплановой проверки нарушений не выявила.
Между тем у «Тимидеи» появился еще один аргумент. Дело в том, что «Виарайт» применяет упрощенную систему налогообложения – значит, работает без НДС. При максимальной цене контракта, установленной заказчиком на уровне 968 млн рублей, победитель снизил ее до 847 млн. Согласно закону, если по итогам отчетного периода доходы налогоплательщика превысили 150 млн рублей, компания теряет право пользоваться упрощенкой. И по мере исполнения контракта «Виарайту» придется переходить на обычный НДС. Как рассказал представитель «Тимидеи» Артем Радченко, в этом случае предложенная цена по факту вырастет до 972 млн, а это больше, чем максимум, заданный метрополитеном.
«Фонтанке» удалось дозвониться до главы победителя конкурса. По словам Светланы Петровой, конкуренты просто невнимательно вчитались в законодательство. Стоимость контракта никак не может увеличиться, а будущий НДС, который и правда придется начать выплачивать через 2 квартала, уже включен в предложение компании. У «Тимидеи» свой аргумент: этот факт запланированного перехода с упрощенки на обычную систему не нашел отражения в заявке. По мнению Артема Радченко, на самом деле «Виарайт» пытается пост-фактум снять скользкий вопрос с обсуждения, говоря, что уложится в свои 847 млн рублей даже с НДС. Добавим, предложение самой «Тимидеи» составляет 896 млн.
Кроме того, Светлана Петрова утврждает, что данные о пяти сотрудниках в компании устарели, сейчас их число достаточно для исполнения контракта (без конкретики). Большую часть работ «Виарайт» намерен выполнять сосбтвенными силами, но это, судя по всему, и не обязательно: метрополитен подчеркивает, что законом не определена доля работ, которая должна быть выполнена контрагентом или соисполнителем. У наблюдателей свой интерес: когда пойдут счета-фактуры с субподрядчиками, станет яснее, кто заходит на миллиардный контракт через «Виарайт».
«Тимидея групп» пошла в арбитраж с иском к метро, следующий эпизод этого сериала — в конце мая.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»