В Армении победила мирная революция: так, во всяком случае, говорят ее участники. Впрочем, здесь сейчас сложно найти человека, не причастного к событиям последних дней.
Экс-президент и уже бывший премьер-министр Серж Саргсян не продержался в своей должности и 6 дней: сегодня он вынужден был подать в отставку под давлением буквально выплеснувшегося на улицу тысячами народа. В своем заявлении об отставке, теплом и человечном, он признал ошибку и заявил, что не смог бы прибегнуть к «иным» вариантам развязки.
.
Почему Серж Саргсян не смог применить силу
Под «иными» вариантами подразумевался силовой разгон, который в Армении применялся не раз. По количеству полицейских на душу населения Армения занимает второе место в мире, и, наряду с другими силовыми структурами, полиция вполне была в состоянии разогнать народ, особенно, когда численность манифестантов еще не достигла критической точки. Однако по положению на 22 апреля на площади Республики в Ереване собралось, по неофициальным данным, 160 тыс. человек. Для 3-миллионного населения республики это значительная цифра.
Тем не менее что-то помешало применению силы. Серж Саргсян в своем заявлении написал: «...это не по мне» - и он никогда бы не пошел на это. Однако есть и другие «сдерживающие» факторы. В частности, 24 ноября 2017 года Серж Саргсян подписал в Брюсселе Соглашение о рамочном и всеобъемлющем сотрудничестве с Евросоюзом. Это соглашение категорически предостерегает от применения силовых методов при разгоне мирных демонстраций.
Кроме того, в бытность Сержа Саргсяна президентом (2008 – 2018) внешний долг Армении вырос с 1,9 млрд долларов до 7 млрд (при этом госбюджет страны не достигает и 4 млрд долларов). Армения в основном должна Всемирному банку и Международному валютному фонду. Не случайно сразу после избрания Сержа Саргсяна премьер-министром 17 апреля, в Вашингтон был командирован вице-премьер Ваче Габриелян, который встретился с представителями МВФ, Всемирного банка, Госдепартамента, Казначейства и обсудил с ними перспективы экономического сотрудничества. Все они предостерегли Армению от применения силы и ничего не обещали.
Таким образом, руки Сержа Саргсяна были связаны прежде всего международными обязательствами.
У Сержа Саргсяна не было поддержки и внутри Армении
В 2015 году, объявляя о конституционных реформах, в соответствии с которыми Армения перешла от президентской к парламентской форме правления, Серж Саргсян заявил во всеуслышание, что в случае изменения Конституции не будет претендовать ни на должность президента (с усеченными полномочиями), ни премьер-министра (с суперполномочиями). Тогда это заявление было воспринято как гарантия того, что конституционные реформы кроятся не под самого Сержа Саргсяна, а делаются во благо страны.
Однако с приближением завершения президентского срока Саргсяна 9 апреля этого года стало очевидно, что он намерен выдвигать свою кандидатуру в премьер-министры. Было очевидно также, что в этом его не поддерживает даже часть его собственной партии – правящей Республиканской партии Армении.
Общество Армении не простило Сержу Саргсяну обмана, и именно эту волну оседлал оппозиционный лидер, депутат от блока «Елк» («Выход») Никол Пашинян, который выдвинул только одно условие – отставка Сержа Саргсяна.
Это нашло большой отклик, возможно неожиданный для самого Никола Пашиняна, – к его манифестациям присоединились студенты, молодежь, а в последний день – военные и сотрудники госорганов. Неожиданно выяснилось, что Серж Саргсян неприемлем для большинства населения.
Это был единственный вопрос, по которому в обществе не было раскола. Даже Республиканская партия не выступила в защиту Сержа Саргсяна – озвучивались в основном призывы к диалогу и мирной развязке.
То, что россияне простили Путину и Медведеву, которые признали, что договорились «сменить друг друга», армяне не простили Сержу Саргсяну.
Традиционные методы «диалога» и запугивания на сей раз оказались тщетными
Митинги и манифестации в Армении бывают часто, но во многих случаях власти находили «мирные» методы их нейтрализации: либо удавалось вступать в сделку с лидерами движений, либо «вспоминать» об угрозе войны в Карабахе. В ряде случаев манифестации в Армении сопровождались дестабилизацией на границе, и это нивелировало дух движения.
На этот раз также были предприняты попытки запугивания – министерства обороны Карабаха, затем и Армении, опубликовали видео, на которых ясно видно, как азербайджанская военная техника сосредоточивается близ границы с Карабахом.
Однако общество не дрогнуло, в основном потому, что в апреле 2016 года Армения пережила четырехдневную войну. Многие из тех, кто сейчас вышел на манифестации, в свои 20 – 22 года являются ветеранами реальной войны. Понюхавших порох молодых оказалось сложно запугать.
Специфика манифестаций в Армении
В отличие от других революционных движений, армянская революция, которая, кстати, пока не получила названия, была абсолютно мирной – нет погибших, тяжелораненых, нет разрушений, погромов. Все было настолько мирно, что 50-тысячное шествие обходило газоны, чтобы не растоптать цветы.
В Армении не будет памятника жертвам апрельской революции, и армяне благодарят за это не только манифестантов, организаторов, постоянно призывавших не прибегать к насилию. Народ благодарен и полиции, которая, несмотря на ряд операций и задержания, действовала «сильно, но осторожно», не причинив никому вреда.
Реакция России: все помнят о российской базе в Гюмри
Еще до развязки зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин заявил: «Какое-то время попытки протестов на улицах могут продолжаться, но мне кажется, что это будет лишним поводом приглядеться к тому, чьи интересы представляет господин Пашинян и за что он выступает». Он подчеркивает: «Пашинян не скрывает – он за разрыв отношений с Россией, за выход страны из Евразийского экономического союза, за вывод российской базы из Армении». «Поэтому наша политическая поддержка должна быть на стороне властей Армении, которые сейчас предпринимают меры для того, чтобы защитить конституцию, государственный строй и предотвратить попытку «облеченного в мирные формы» переворота», – заявил Затулин.
А уже после отставки Сержа Саргсяна официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова на своей странице в Facebook написала: «Народ, который имеет силу даже в самые сложные моменты своей истории не разъединяться и сохранять уважение друг к другу, несмотря на категорические разногласия, – великий народ. Армения, Россия всегда с тобой!»
Что будет после революции
23 апреля, когда стало очевидно, что протесты набирают силу, когда забастовку объявили все пять университетов Армении, власти стали готовиться к отставке – как наиболее безболезненной развязке. У президента Армена Саргсяна состоялось совещание с участием высшего руководства страны, католикоса и президента Карабаха, после которого первый вице-премьер Карен Карапетян заявил, что попросил прокуратуру отозвать ходатайство об аресте Никола Пашиняна и что он намерен с ним встретиться.
Стало очевидно, что решение об отставке принято, и Карен Карапетян собственноручно выведет Никола Пашиняна из-под стражи (Пашиняна задержали 22 апреля).
Серж Саргсян подал в отставку, затем состоялось экстренное заседание правительства, на котором было заявлено о переходе полномочий премьера к Карену Карапетяну. В 7-дневный срок Республиканская партия Армении должна будет выдвинуть нового кандидата в премьер-министры.
Как в обществе будет воспринято то, что РПА останется у власти, потребуют ли манифестанты немедленных внеочередных выборов, покажут последующие события. Сегодня правительство уже подало в отставку.
Вечером 23 апреля на площади Республики проходит многотысячная акция – люди пьют шампанское, ликуют, а заодно обсуждают, кому передать власть.
Наира Айрумян специально для «Фонтанки.ру»