За три с половиной года эмбарго отечественные производители не смогли заменить все разнообразие импорта. Замену греческой брынзе, немецким сырам и итальянской колбасе предлагает Сербия.
Следом за яблоками, хлынувшими на прилавки петербургских сетей из балканской республики после введения антисанкций, появились сыр, йогурты, колбасы, соки и овощные консервы из Сербии и Македонии. Те, кому швейцарская продукция не по карману, а российская и белорусская – не по вкусу, переходят на товары из стран бывшей Югославии, – радуются поставщики и ретейлеры.
О росте популярности сербских продуктов питания свидетельствуют данные статистики Северо-Западного таможенного управления. По итогам 2017 года общий объем импорта через границы СЗФО продуктов питания составил 7,8 млрд долларов. Это на 7% больше 2016-го, но на треть меньше, чем в 2013-м — то есть до введения эмбарго и ослабления рубля. Для сравнения, ввоз сербских товаров увеличился за последний год на 10% – до 100,6 млн долларов и почти приблизился к докризисной отметке (102 млн долларов).
Наибольших успехов Сербия достигла в поставках фруктов и молочной продукции. В частности, по итогам 2017 года она стала главным импортером яблок. По сравнению с 2013-м это больше на 18% — 21,9 тысячи тонн. До эмбарго яблоками кормила петербуржцев в основном Польша, которая ввезла в 2013 году почти 100 тыс. тонн; после введения антисанкций – Чили (18 тысяч тонн), Аргентина (7 тысяч тонн), а также Македония (3,9 тысячи тонн).
В 2013 году главными импортерами сыров и творога в СЗФО были Финляндия (37,1 тысячи тонн), Дания (15 тысяч тонн) и Нидерланды (14 тысяч тонн). После эмбарго вся их продукция исчезла с прилавков, за исключением безлактозной. Вместо них в лидеры по итогам 2017-го вырвались Белоруссия (23,3 тысячи тонн), Уругвай (1,7 тысячи тонн) и Сербия (1,43 тысячи тонн). Последней удалось нарастить объемы в два раза по сравнению с 2013-м и обойти Швейцарию (1 тысяча тонн).
Картофель мы едим тоже не наш. Объемы Нидерландов и Пакистана, которые были главными поставщиками (37 тысяч тонн и 29 тысяч тонн соответственно в 2013 году), забрали себе Египет (48,9 тысяч тонн в 2017-м) и Белоруссия (34,7 тысячи тонн). Замороженные овощи нам возят: Индия (6,1 тысячи тонн), Китай (4,4 тысячи тонн), Белоруссия (3,2 тысячи тонн) и Сербия (2,17 тысячи тонн, что более чем в четыре раза превышает показатели 2013-го).
Сербские соки и мясная гастрономия показали кратный прирост по сравнению с прошлым годом, но пока дистрибьюторы везут их меньше, чем до введения эмбарго. По словам импортеров, некоторые товары ушли с рынка после скачка курса доллара, но теперь возвращаются. Кроме того, далеко не вся продукция попадает в Северную столицу через Северо-Западную таможню — зачастую быстрее и дешевле везти наземным транспортом через центральную часть страны.
На полках федеральных сетей наиболее широко представлены сербские крем-сыры и брынза. К примеру, товары молочных заводов Mlekara Sabac и Imlek Beograd-Padinska Skela можно найти в ассортименте «Перекрестка», Spar, «Азбуки вкуса», «Ленты» и «Дикси». У Spar также продаются несколько видов йогурта, сыровяленные колбасы и соки, у «Перекрестка» – фаршированные сыром оливки и перец чили, у «Азбуки вкуса» – соки, колбасы и консервированные овощи. В последней категории наравне с сербской продукцией присутствует также македонская — вместе им отведена почти целая полка. Также в сетях можно встретить сербские бисквиты («Лайм») и минеральную воду («Ашан»).
Опрошенные «Фонтанкой» ретейлеры на момент публикации затруднились точно оценить долю сербской продукции на своих полках, но признали, что интерес к ней растет. Так, в «Интерторге» (управляет сетью Spar в Петербурге) за последний год увеличился как ассортимент сербских колбас, так и доходы от их продаж. В «Ленте» рассказали, что развивают сотрудничество с поставщиками из балканской республики в самых востребованных группах товаров – сырах, фруктах, овощной консервации и мясной продукции.
«Продукция продавалась в России и до введения эмбарго, но ее было сложно заметить на фоне изобилия», – комментирует Дмитрий Тучманов, сооснователь сети ресторанов сербской кухни Ukusno. Когда с полок исчезли конкуренты, мясная и молочная гастрономия сразу же оказались востребованными, говорит Дмитрий Петров, директор по продажам дистрибьютора «Маркет лайн», одного из крупнейших поставщиков сербских товаров в Северной столице. Однако первое время выстроить импорт мешал неустойчивый курс рубля и настроения потребителей, ударившихся в жесткую экономию. «В 2017 году помогла стабилизация евро. Доверие покупателей к европейской продукции остается, а Сербия хотя и южная, но Европа», — рассказывает директор по продажам «Сербского торгового дома» Михаил Румянцев.
Согласно данным СПАРК, активность импортеров пришлась именно на 2016-2017 годы. Так, «Маркет Лайн» (принадлежит российским предпринимателям Владимиру Заборскому и Наталье Михайловой) получила 27 сертификатов, из них 8 — в 2016-м, 10 – в 2017-м. «Сербский торговый дом» (49% владеет сербский предприниматель Мирко Тице, по 25,5% – у россиян Карена Мирзояна и совладельца «Мира колбас» Юрия Осадчего) всего зарегистрировал 228 сертификатов, из них 132 в 2016 и 2017 годах. «Златиборац трейд» (дочка сербской Zlatiborac) всего получила 10 сертификатов, из них 7 в 2017 году.
По словам ретейлеров, одно из достоинств сербской продукции – это цена. «В настоящее время аналоги есть у всех позиций, но на некоторые их немного. Поэтому есть место качественным сербским продуктам», – прокомментировали в «Интерторге».
Через Сербию возвращается в Россию и продукция стран, попавших под эмбарго. Правда, речь не о реэкспорте, а о локализации. Например, в балканской республике размещены производства немецких брендов Meggle и Hochland.
В 2018 году спрос продолжает расти. Так, «Сербский дом» наблюдает увеличение продаж на 15-20% по молочной продукции и на 30% по минеральной воде. По словам Михаила Румянцева, «молочка» растет за счет крем-сыров: сербские товары занимают места Almette, бренда Hochland, которого стало заметно меньше после эмбарго. Также поставщик договорился с сетями «Перекресток» и «Дикси» о производстве брынзы в Сербии под их собственными марками. Правда, для этого заводам пришлось изменить рецептуру — российские продавцы попросили уменьшить содержание соли. Но бОльшая часть поставок все равно приходится на фрукты — яблоки, персики, абрикосы и вишню. В «Маркет Лайн» также наблюдают рост продаж в крупных сетях, но объясняют это влиянием акций.
«Сейчас доля промо достигает 40%», – говорит Дмитрий Петров.
По словам импортеров, ассортимент тоже будет расширяться. Так, «Сербский торговый дом» намерен вывести на рынок еще один бренд творожных кремов, а также хочет торговать кондитерской продукцией, «Маркет Лайн» ведет переговоры с производителями сортов твердых сыров. Создатели Ukusno видят потенциал для крепкого алкоголя — в частности, ракии.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»