О скором и неминуемом банкротстве Tesla не писал только уж самый ленивый аналитик. Да и то, если он в отпуске где-нибудь на Гавайях. Остальные эксперты делятся на две категории — тех кто пророчит банкротство до конца текущего месяца, ну максимум к середине следующего и тех, кто дает время до конца года.
К хору плакальщиц по Илону Маску присоединилось и агенство Bloomberg в лице корреспондентов Даны Халл (Dana Hull) и «data journalist» Ханны Рехт (Hannah Recht). Дана и Ханна вооружившись цифрами и графиками доказывают, что Илон Маск неправильно обращается с деньгами. Tesla как известно, сейчас в огромном минусе по оборотным средствам, у компании солидные кредитные обязательства, по которым только процентов Маск заплатил 146 миллионов долларов. Примерно столько же платит своим кредиторам GM, но она в 10 раз больше. При этом сама Tesla неэффективна: каждый работник приносит компании в два разе меньше дохода, чем у GM и Ford. Маск набрал предзаказов и предоплат на 854 миллиона долларов и должен выпустить одной только Model 3 400 000 штук. Однако завод во Фремонте, некогда принадлежавший Toyota, так и не может выйти на заветные 5000 машин в неделю. С такими темпами покупателям ждать придется лет 10.
К тому же Tesla уже была пару раз в еще более худшем положении чем сейчас. Первый раз это случилось в 2003 году, а потом повторилось в кризис в 2008 и оба раза Маск спасал компанию своими собственными деньгами. Но в 2004 достаточно было 6,3 миллионов долларов, в 2008 понадобилось уже около 20 (еще 20 Маск вложил тогда в SpaceX). Сегодня счета Tesla уже идут на сотни миллионов и миллиарды, вряд ли даже у Илона найдутся такие средства в свободном доступе.
Маск единолично владеет 20 процентами акций Tesla, это самая большая доля, принадлежащая одному акционеру. Следующим по размерам пакетом акций владеет компании Fidelite и пакет этот всего 10 процентов. То есть рискуя компанией, Маск рискует и своими деньгами.
В этом и заключается магия Илона Маска: несмотря на все «косяки» и постоянное пророчество банкротства, несмотря на то, что еще ни одну модель Tesla не запустила в обещанный срок, несмотря на то, что за все время своего существования компания еще не приносила никакого дохода, Илону продолжают верить. Ему верят и инвесторы, и акционеры и покупатели, ему охотно дают деньги и те, и другие, и третьи. Хотя, как совершенно справедливо делают вывод Дана Халл и Ханна Рехт, Илон Маск гениальный предприниматель, отличный инженер, но совершенно не умеет обращаться с деньгами. По подсчетам Bloomberg компания Tesla теряет примерно 6500 долларов в минуту.
«Илон Маск — одна из главный надежд этой планеты. Если понадобится, я отдам ему свою печень», – приводят Дана и Ханна слова одного из преданных поклонников Маска 60-летнего аэрокосмического инженера Брюса Сидлингера (Bruce Sidlinger). Брюс уже отдал 50 000 долларов депозита за новый Tesla Roadster, который, он уверен, не будет в продаже еще несколько лет. Но он готов ждать. Тем более, что у него уже есть Tesla Model S и Tesla Model X.
Вывод, к которому приходят аналитики Bloomberg Дана и Ханна был и так очевиден с самого начала: в Америке нет второго такого главы публичной компании, кто бы так рисковал деньгами акционеров, как Илон Маск. Но ведь аналитики есть аналитики и с этим ничего не поделать.