За месяц до чемпионата мира по футболу ответственность за экраны стадиона «Зенита» не берет на себя никто. Подрядчику действительно не доплатили, но свое участие в поломке перед игрой с ЦСКА он отрицает.
Скандал минувших выходных с погасшим табло стадиона на Крестовском острове перешел в знакомую стадию: все, кто имеют к арене какое-либо отношение, перекидывают друг другу звание эксплуатанта, как горячую картошку. Если принять за истину все утверждения, остается допустить, что экраны стоимостью 80 млн рублей работают сами по себе и так же самостоятельно выходят из строя.
«Зенит» с ЦСКА 29 апреля не сильно нагрузили своей нулевой ничьей электронное табло стадиона на Крестовском. Однако оно бы не откликнулось и на самый результативный матч: основная аппаратура вырубилась утром, прямо перед игрой, пришлось запускать маленький резервный экран, естественно, без трансляции – только со счетом. Сорвалась презентация новой песни «Ленинграда» – по данным «Фонтанки», к премьере готовился и видеоряд, в итоге остался лишь звуковой.
Затем начался привычный уже обмен репликами между «Зенитом» и городом. Клуб утверждает, что инженерные системы стадиона все еще ему не переданы, так что он при всем желании не может работать с экранами. Вице-губернатор Игорь Албин — что все вопросы к «Зениту», благо он занимается программным обеспечением. Картина привычная: год назад в той же стилистике обсуждали не проснувшееся вовремя поле арены.
Информированные собеседники «Фонтанки» выдвинули версию о том, что словацкие поставщики аппаратуры дистанционно закрыли доступ к программному обеспечению, так как город до сих пор не расплатился с ними по контрактам. Но ООО «П.С.П.-Колизей», российское представительство поставщика, которое и ставило табло, утверждает, что к обслуживанию их не допускают, никакого соглашения с «Зенитом» на этот счет нет. Версия о дистанционном отключении даже не рассматривается всерьез, а любые выводы в компании готовы делать, только если ей поручат диагностику.
По информации «Фонтанки», стоимость одного экрана составляет порядка 40 млн рублей, и как раз за отгрузку компания получила все до копейки. Зато монтаж и пусконаладка оплачены лишь наполовину, долг действительно остался, около 100 тысяч евро. Между тем работа и правда была тяжелой: почти 30-тонные табло монтировали на 50-метровой высоте в тот момент, когда крыша уже не позволяла выставлять башенные краны, а подходящих колесных нет.
Компания работала не напрямую с генподрядчиком строительства стадиона, а с ГК «Охрана», которая в свое время конкурировала с «Метростроем» за то, чтобы достроить арену за «Трансстроем», а потом зашла на стадион в качестве субподрядчика. Любопытно, что нынешние проблемы с табло, по нашим данным, почти совпали по времени с визитом в компанию следователей, которых интересовали контракты «Охраны»; мероприятия на прошлой неделе проводил центральный аппарат Следкома с привлечением «стадионного» отдела УЭБ МВД — ранее аналогичный по составу дружный коллектив изымал документы по кровле арены. В самой ГК «Охрана» отказались общаться с прессой.
Словацкая компания СolosseoEAS еще в феврале 2017 года опубликовала триумфальный отчет о том, что она «подтвердила свое лидирующее положение на рынке, установив два самых больших в мире экрана для футбольных стадионов». Площадь светодиодов каждого – 315 м2, разрешение картинки – 1920х640 пикселей. «Особенностью конструкций является способность противостоять ветровым нагрузкам, возможным из-за расположения арены на берегу Финского залива, – сообщал подрядчик. – Эти экраны подарят зрителям невероятно яркие впечатления от игры, зрелищных повторов, а система судейства позволит всегда быть в курсе игровой информации».
Пока что проблема не то что получить картинку, но даже информацию, кто эти табло эксплуатирует. Позиция «Зенита», Албина и ООО «П.С.П.-Колизей» уже прозвучала – это не мы. «Метрострой», который все еще работает с некоторыми системами стадиона, вслед за «Зенитом» открестился от экранов. Компания «Окно-ТВ», которая обеспечивает работу мультимедиа, как оказалось, лишь формирует картинку, в сами мониторы не лезет. ГАУ «Дирекция по управлению спортивными объектами» поначалу настояло на отправке официального запроса о комментарии, чем заронило надежду на то, что ответственный все же найден. Недаром же «Зенит» говорил о некой третьей стороне, которая и эксплуатирует табло во время матча. Но в комитете по спорту подтвердили позицию города: все вопросы к футбольному клубу. Об этом же говорит собеседник «Фонтанки», близкий к вопросу работы табло на арене. «Когда вы покупаете телевизор, вам дают пульт и инструкцию к нему, – говорит источник. – Если вы попытаетесь изменить какие-то более глубинные заводские настройки, система может отказать. Судя по всему, ошибки в работе табло копились с прошлого года, их просто не исправляли».
Концессионное соглашение о передаче стадиона в эксплуатацию от дирекции в адрес ООО «Зенит-Арена» («дочка» клуба) было подписано в середине февраля. По нему, компания будет эксплуатировать стадион в течение 49 лет с нулевым налогом на имущество и обязательством расширить зону общепита в 10 раз. В проектном тексте соглашения указывалось, что все имущество должно быть передано в течение 60 дней, однако по заявлению сторон полной передачи надо ждать к середине мая. Если отталкиваться от заявлений сторон, выходит, что город стадион из рук уже выпустил, а «Зенит» еще не подхватил. Через месяц с небольшим чемпионат мира. В следующие выходные финальный матч чемпионата России.
Николай Кудин, "Фонтанка.ру"