По дорогам колесят электрокары и беспилотники российской сборки, а их продажи ежегодно растут на 40–50%, - таким видит отечественный автопром через семь лет правительство РФ. Но отставание от мирового рынка на 4-5 лет никуда не денется.
Правительство РФ утвердило стратегию развития автопрома до 2025 года. Документ, опубликованный 4 мая на сайте кабмина, ставит амбициозные задачи перед рынком, который только в прошлом году начал восстанавливаться после кризиса. И единого мнения о том, сможет ли описанное в стратегии светлое будущее стать реальностью, у участников рынка нет.
Спрос на новые машины, который в 2017 году снова начал расти после четырехлетнего спада, по мнению авторов стратегии, будет увеличиваться и дальше. Через семь лет продажи машин вырастут почти в полтора раза — с 1,5 млн автомобилей в 2017 году до 2,23 млн в 2025 году. Это все равно меньше исторического максимума 2012 года (2,8 млн штук), зато россияне должны почти полностью пересесть с иномарок на машины отечественной сборки.
Для этого российским заводам придется нарастить производство на 65% (до 2,21 млн в год) и удовлетворять «80–90% внутреннего спроса на современную автомобильную технику». Должна усиливаться и локализация: с конвейера обязаны сходить на 70–85% российские машины.
Не забыта и идея захвата международных рынков, к чему два года назад призывал премьер-министр Дмитрий Медведев. При базовом сценарии поставки за рубеж российских автомобилей к 2025 году увеличатся в три раза – до 269 тысяч штук (12% от всех выпущенных). Но этого недостаточно, отмечается в документе. Такие темпы роста не позволяют достигнуть «необходимого эффекта масштаба», а также защитить отрасль от «будущих негативных внешних воздействий». Каких именно, не уточняется. Но развитие экспорта должно быть в приоритете, считают авторы стратегии.
Наконец, отечественному автопрому предстоит к 2025 году вывести на рынок принципиально новые продукты – электрокары и беспилотные машины. Темпы роста, которые авторы глобального плана прочат инновационным производствам, довольно внушительные – 40–50% в год. Сколько именно их будет выпускаться и на чем основан прогноз, не уточняется. Не исключено, что ориентировались на самого известного в мире производителя электромобилей — американскую Tesla, которая по итогам прошлого года нарастила выручку как раз на 52%, хотя и получила убыток в 1,4 млрд долларов.
Чтобы стимулировать появление отечественных Илонов Масков, правительство собирается создать «технологические консорциумы, которые будут консолидировать усилия государства, автопроизводителей, информационно-телекоммуникационных компаний, научных, инжиниринговых и общественных организаций».
Но чересчур бурного развития этого рынка в правительстве не ждут. «Целевое видение <...> подразумевает отставание от глобальных темпов роста доли электромобилей в продажах в среднем на 4-5 лет», – отмечается в документе. Но за счет развития технологий к 2025 году электрокары все же займут до 5% российского авторынка (85-100 тысяч), а беспилотные автомобили – 1-2% (20-40 тысяч).
Часть заветов правительства может быть воплощена в жизнь уже в ближайшее время, считают участники рынка. По оценкам Автостата, доля машин отечественной сборки уже в прошлом году достигла исторического максимума в 82%. Для сравнения: в 2012 году – 64,1% рынка, в 2008 году – 44,3%. На руку производителям во многом сыграл курс рубля, сделавший импорт менее привлекательным по цене.
Целевые объемы продаж также не выглядят слишком заоблачными. К примеру, концерн Renault ожидает еще более высоких темпов роста, чем правительство. В своей стратегии компания сообщает, что продажи автомобилей в России превысят 2,5 млн штук уже к 2022 году. В Nissan свой прогноз не раскрывают, но отмечают, что заявленные в стратегии показатели достижимы, если спрос будет расти теми же темпами, как и сейчас.
Но самим автопроизводителям пока не всегда удается превзойти показатели прошлого года. К примеру, петербургские автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota в марте выпустили на 9% меньше продукции, чем в том же месяце 2017 года. По итогам всего квартала выпуск увеличился на 7%. Но поддерживать темпы роста становится все сложнее.
С локализацией все тоже неоднозначно. По оценкам опрошенных "Фонтанкой" экспертов, 40% российских производителей используют менее половины отечественных деталей. Одно из препятствий — недостаточные объемы продаж, при которых производить все компоненты просто невыгодно. По словам производителей, локализация будет расти, хотя, возможно, не теми темпами, как хотелось бы чиновникам. К примеру, запуск сборки двигателей в Петербурге позволит компании Hyundai увеличить показатель с 50 до 60%, говорил директор «Хендэ мотор мануфактуринг рус» Ентэк Ли.
Петербургский завод Nissan еще в 2014 году обещал довести долю российских компонентов до 70% к 2018 году. Удалось ли это сделать, компания не раскрывает. Но по всему консорциуму (Nissan, Renault, Камаз, Автоваз) в 2017 году локализация достигла 67%. «Мы надеемся, что положительные тенденции роста спроса на рынке сохранятся, что позволит нам говорить о дальнейших планах по локализации компонентной базы в России», – осторожно говорят там.
Доля экспорта у Nissan уже достигла 8% от объема производства в 2017 году, что только на треть меньше, чем ожидаемые Минпромторгом 12%. А вот у Hyundai за рубеж отправляется только 4% собранных машин.
Но в беспилотное и электромобильное будущее производители пока верят слабо. В ближайшие годы электрокары не будут представлять интереса из-за низкого объема продаж, ранее сообщал управляющий директор компании «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев. А чтобы налаживать их сборку в России, нужны господдержка и инфраструктура. Для сравнения: по итогам первого квартала 2018 года россияне купили только 16 электромобилей, из них девять Nissan Leaf и семь Tesla.
Беспилотные технологии у Hyundai тоже есть. «Но чтобы организовать производство в Петербурге, должны быть соблюдены три условия — наличие спроса, наличие инфраструктуры и наличие нормативной базы», – прокомментировали в компании.
В Nissan также не готовы рисковать инвестициями. «На настоящий момент, к сожалению, большинство вопросов для развития электротранспорта и беспилотного транспорта не решено и требует больших усилий со стороны всех участников рынка», – отметили в компании.
Больше в развитие беспилотных авто верит ИТ-гигант «Яндекс», который несколько лет занимается разработками в этой сфере. Однако в компании сетовали, что не могут двигаться вперед без тестирования в городских условиях, для чего необходима правовая база. Пока правительство дало добро только на эксперимент на большой дороге. До 30 ноября испытания должны начаться на участке скоростной автодороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» в Тверской области.
Стимулировать спрос на электрокары чиновники хотят с помощью преференций для их владельцев. В Госдуму уже внесена поправка в Налоговый кодекс: предлагается освободить их от уплаты транспортного налога и дать льготы для предприятий, которые создают зарядные станции. Автопроизводители следят за усилиями федеральных властей, но надеются и на поддержку местных.
«Стратегия напрямую ни к чему не обязывает региональных чиновников, но мы надеемся, что они будут двигаться в том же направлении», – сказали в Hyundai.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»