Пока еще это даже в Америке большая редкость: компании, которые предоставляют автомобили по подписке. Такая форма аренды, как считают эксперты, имеет хорошие перспективы, хотя количество пользователей исчисляется всего несколькими тысячами, а услуга доступна в очень ограниченном количестве городов и на ограниченное количество марок и моделей автомобилей.
«На сегодняшний день рынок пока что крохотный, – признается Дэвид Линиадо из компании Cox Automotive в интервью Marketplace. – Сегодня это примерно 100-150 тысяч клиентов, но в следующие 12-18 месяцев, я уверен, эта цифра вырастет до миллионов».
Cox Automotive планирует до конца этого года запустить свой сервис подписки Flexidrive в 23 городах США. Как он функционирует, можно понять на примере небольшой компании Canvas, работающей в Сан-Франциско и Лос-Анжелесе. «Зона действия» подписки строго ограничена именно этими двумя районами. Сумма, которую платит клиент, складывается из собственно подписки, платы за автомобиль и оплаты пробега. Все три составляющие зависят от модели автомобиля, комплектации, года выпуска и так далее. Canvas работает только с продукцией Ford, его «флот» состоит из полного модельного ряда «Форда» – от Fiesta до Explorer 2015-2017 годов выпуска и двух моделей Lincoln.
Если вы сразу оформляете готовую подписку, то она обойдется вам в 50 долларов в месяц, если на месяц – более 300. При этом пробег в 500 миль (800 километров) уже включен, если хотите больше, доплачивайте. Самая большая статья расходов – амортизационная плата за автомобиль. Она колеблется от 345 долларов в месяц за Fiesta до 605 долларов за Explorer. При этом вы можете в любой момент прервать аренду машины (например, на время отпуска), тогда с вас буду снимать только эти 50 долларов за подписку. Вы также в любой момент можете поменять автомобиль на другой, что обойдется в 99 долларов независимо от того, меняете вы машину на более дешевую или на дорогую. При этом компания берет на себя все расходы по страховке, ремонту, техобслуживанию, более того – по доставке автомобиля к вашему дому и от него обратно в компанию, если вы решили от него избавиться.
Давайте посчитаем, во сколько обойдется годовая подписка на Ford Fiesta SE 2015 года выпуска. Плата за амортизацию (Monthly Car Payment) – 345 долларов плюс 50 долларов подписка, плюсуем американский повсеместный налог с продаж, который колеблется от штата к штату, а в Калифорнии составляет 6,5 процента. В сумме получаем 420 долларов 65 центов в месяц, за год это выливается в 5048 долларов 16 центов. Что, в принципе, составляет от трети до половины цены такого автомобиля на вторичном рынке.
Но если взять в качестве примера самую продаваемую модель Ford за всю историю марки, пикап Ford F-150 с двойной кабиной SuperCrew, то калькуляция становится интереснее. Подписка остается прежней – 50 долларов в месяц, но вот «плата за автомобиль» вырастает до 555 долларов. Плюсуем налог и получаем 644,33 долларов в месяц или 7731,96 в год. Тут уже цена на вторичном рынке другая: от 30 до 40 тысяч долларов, плюс налоги и страховки.
Это вычисления, так сказать, «по максимуму»: беспрерывная годовая аренда. Но заплатив 600 долларов в год, вы можете пользоваться нужным автомобилем столько времени, сколько вам надо. Вы можете прерывать аренду на время отпуска или командировки. Вы можете менять автомобили в зависимости от потребностей (стройматериалы на дачу или всей семьей и с тещей на море), взяв в аренду грузовичок или вэн. Или если ваша судьба – шнырять по пробкам в душном городе, то можно пересесть на ту же Fiesta. При этом не надо беспокоиться ни о страховке, ни о ТО.
Подписка, судя по всему, может стать интересной формой «невладения» автомобилем. Недаром многие бренды премиум-класса один за другим запускают подобные сервисы. Сегодня в США уже можно «подписаться» на Cadillac, Lincoln или Volvo. О планах открыть такой же «подписной» сервис уже объявили BMW и Mercedes.
Видео: YouTube/Wall Street Journal
Современники все больше начинают ценить мобильность и все меньше склонны ценить пафос. Поэтому короли нынче ездят на Volvo C40, миллиардеры — на Honda Fit или Toyota Prius. Они, богатые и успешные, показывают нам пример, как нужно сегодня относиться к своей машине: просто и утилитарно. Автомобиль это не только «удовольствие за рулем», но и постоянная головная боль и расходы, которые неплохо бы сократить, а то и вообще переложить на других, специально обученных людей. Мы безусловно движемся к новой «мобильности», где количество транспорта в личной собственности будет минимальным.