Сейчас

+1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+1˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -2

1 м/с, с-в

767мм

78%

Подробнее

Пробки

6/10

Как монополии «Газпрома» и «Роснефти» переживут армянскую революцию

1692
ПоделитьсяПоделиться

Президент России Владимир Путин направил поздравительное письмо Николу Пашиняну в связи с избранием премьер-министром Армении до того, как президент Армении подписал указ о назначении. Это случилось днем 8 мая, а вечером того же дня Путин неожиданно позвонил никому не известному до этого, чуть ли не безродному армянскому премьеру и выразил надежду на продолжение сотрудничества между Арменией и Россией.

Но и это еще не все —  14 мая состоится уже первая встреча Владимира Путина и Никола Пашиняна, на полях саммита ЕАЭС в Сочи. Как пишет обозреватель армянской газеты Lragir.am Акоп Бадалян, Никол Пашинян поедет на саммит клуба «вечных президентов» как премьер-революционер. С чем его встретят и как сложатся отношения тройки Путин-Назарбаев-Лукашенко с Пашиняном, покажет время. Но сейчас можно утверждать, что поскольку прежней Армении уже нет, то не будет и прежних отношений с Россией.

Такая благосклонность, да и, в целом, на редкость толерантное отношение России к событиям в Армении вызвало удивление в экспертных кругах. «Такой выверенной, релевантно себя ведущей России очень давно не помню.  Причин этого может быть несколько. Можно думать, что РФ вынесла уроки из украинских, грузинских, абхазских, осетинских событий. Может быть, значимость Армении для РФ далеко не такова,  как значимость Украины, Грузии. И я думаю, что генезис этого явления в Армении очень сильно отличается от генезиса в Грузии и Украине, где противостояние строилось вокруг отношения к РФ. И Никол Пашинян это проговаривал», –  считает армянский политолог Александр Искандарян.

Никол Пашинян, который через месяц протестов, охвативших всю Армению, стал премьер-министром страны, неоднократно говорил о том, что геополитический контекст в армянских событиях отсутствует, это не «майдан», как на Украине, и движение не нацелено на разрыв отношений с Россией и даже на выход из пророссийских блоков ЕАЭС и ОДКБ. Он неоднократно повторял и то, что благодарен руководству России за невмешательство.

Правда, как сообщает Рейтер, за несколько дней до того, как протестующие свергли Сержа Саргсяна, у российских официальных лиц были контакты на высоком уровне с лидерами протеста и правящей элитой. Контакты с Россией помогают объяснить, как Армения смогла сместить своих правителей без насилия или продолжительного противостояния с полицией, считает Рейтер. Предприниматель, близкий к Пашиняну, сказал, что его контакты в Республиканской партии говорят ему, что Саркисян в течение этого периода беседовал с российскими чиновниками.

Что может потерять Россия в Армении?

Однако, можно полагать, что благосклонность Путина и его готовность «признать» Никола Пашиняна за равного вызвана обеспокоенностью. Что может измениться, если новое правительство уже заявляет, что не намерено отказываться от российской военной базы в Гюмри, от членства Армении в ЕАЭС и  ОДКБ?

Как отмечают эксперты, Россия, по всей вероятности, не хотела бы потерять монопольное положение в Армении, особенно это касается российских гигантов «Газпрома» и «Роснефти».

Именно этим в армянской прессе обуславливают нервическую реакцию вице-президента «Роснефти» Михаила Леонтьева в связи с событиями в Армении. В эфире радио «Комсомольской правды» он заявил, что Россия «кровью и газом» не раз спасала Армению, но если она хочет «соскочить», то: "Армяне, колбаской катитесь! Кому вы нужны на свете, кроме нас?"

«Роснефть» обладает с 2013 года монополией на поставки бензина в Армению. Эта «монополия» стала частью договоренностей между российским и армянским руководством. Если раньше бензин в Армению доставлялся из соседнего Ирана, из Румынии и Болгарии, то сейчас поставками бензина занимается исключительно «Росфнеть». Именно с этим связывают дороговизну бензина в Армении, особенно в сравнении с соседней Грузией. 

При этом монополия не оформлена официально, скорее, она носит характер политического сговора. После смены власти в Армении для удержания своей монополии «Роснефти» придется либо договариваться с новой властью, либо смириться с потерей доминирующих позиций.

Примерно так же ситуация обстоит с «Газпромом», которому принадлежит вся газораспределительная сеть в Армении. И хотя Армения покупает газ и у соседнего Ирана, распределением все равно занимается «Газпром». Именно с его монопольным положением связывают то, что Армения не может покупать у Ирана более дешевый газ и осуществлять транзит газа из Ирана в Грузию.

Еще осенью 2015 года, после доклада Всемирного банка о том, что Армения – самая монополизированная страна среди стран бывшего Советского Союза и Восточной Европы, посол США в Армении Ричард Милз заявил: «Я согласен с оценкой относительно уровня монополизации в стране и возможностей монополий держать рынок закрытым. И именно это злоупотребление, открытие рынка также для малого бизнеса будет в центре наших действий».

Никол Пашиян сразу после назначения премьер-министром Армении заявил, что отныне в стране не будет искусственных монополий. Монополия «Газпрома» в Армении называлась прежней властью почему-то «естественной», но эксперты обуславливают это политическим сговором между российской и армянской властью, а не экономической целесообразностью.

Все последние годы «Газпром» и «Роснефть» только укрепляли свою монополию в Армении, наращивая давление и полностью лишая Армению возможности диверсификации. Гражданам Армении до сих пор приходится платить за российский газ и бензин дороже Грузии, хотя Армения — союзник России, а с Грузией у Москвы даже нет дипломатических отношений.

К 2016 году недовольство доминирующим положением российских монстров в Армении, наряду с другими причинами, достигло апогея. Правительство Армении и тогда еще премьер-министр Овик Абрамян стали предпринимать активные действия для налаживания сотрудничества с Ираном, с целью начать транзит газа через Армению из Ирана в Грузию и на черноморское побережье Европы. Овик Абрамян был, пожалуй, единственным армянским премьером, не говорившим по-русски и ездившим в Москву с переводчиком.

Но в сентябре 2016 году неожиданно было объявлено об отставке правительства Овика Абрамяна и назначении премьер-министром том-менеджера «Газпрома» Карена Карапетяна. Еще до его назначения премьером, в 2015 году, «Газпром» получил в Армении новые монополии. Скажем, дочерняя компания «Газпром Армения» получила право на приоритет в поставках электроэнергии в Иран и Грузию через пока еще строящиеся высоковольтные линии электропередачи Иран – Армения и Грузия – Армения.

В свою очередь Карен Карапетян все полтора года пребывания в должности не только оправдывал политику «Газпрома» в Армении и монополизацию его деятельности, но и утверждал, что «Газпром» пока не получает дивиденды на Армении. «Более того, компания инвестировала порядка 1 млрд долларов в Армении, повысила уровень газификации с 18% до 96%, проложила газопровод Иран – Армения, построила пятый энергоблок Разданской ТЭЦ, нарастила подземное хранилище с 60 млн кубов до 150 млн», – похвалил Карен Карапетян «Газпром»  в ноябре 2017. 

Наира Айрумян, специально для «Фонтанки.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 40

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close