Петербуржцам показали демоверсию города будущего, с разблокированным Васильевским островом и подъездом прямо к стадиону «Зенита». Получилось сумбурно и без красных ленточек, но кто хотел - доехал.
Стоимость футбольно-транспортного строительства в Петербурге составила около 80 млрд рублей: именно в такую сумму в Смольном оценивают расходы на объекты, прямо или косвенно связанные с чемпионатом мира по футболу. Насчет 50 млрд рублей до последнего оставались сомнения: мост Бетанкура видели все, но не катался по нему никто; то же самое с новыми станциями Невско-Василеостровской линии метро. 13 мая, пусть и не по своей воле, а по распоряжению ФИФА, администрация пустила горожан куда могла, приурочив тестовые мероприятия к матчу «Зенит» – «СКА-Хабаровск». Ощущение, будто снова сдали стадион; благо и стоимость сопоставимая, и доделывать еще много.
Об открытии «Новокрестовской» с 10 утра 13 мая накануне заявил вице-губернатор Игорь Албин. На платформе «Приморской» к этому времени топчется непривычно много народу, среди них журналисты. В 10:00 прибывает поезд от «Рыбацкого», и семья, целиком облаченная в одежду с символикой «Зенита», не дожидаясь объявлений, заходит в него, деловито рассаживаясь. Фальстарт: болельщиков просят на выход, «Приморская» пока еще конечная. Человек в спецовке «Петербургского метрополитена» доверительно сообщает, что ждать еще часа полтора: «Расходитесь, я несколько станций открывал, никогда вовремя не делали». Журналисты мрачнеют и достают телефоны строчить новости в редакцию о новой задержке.
Поверить словоохотливому работнику подземки несложно. Дату открытия «Новокрестовской» перенесли в итоге на полтора месяца. Изначально планировали к 1 апреля. Шутка удалась, КРТИ решил повторить и напомнил о пусконаладке, запросив еще две недели. Потом нацелились на 29 апреля, когда проходил матч «Зенита» с ЦСКА. В итоге все уперлось в распоряжение ФИФА: тестовое мероприятие провести 13 мая. «Спутали нам карты этим тестом, – жалуется собеседник в Смольном. – Теперь не ясно, когда ленточку разрезать и разрезать ли ее вообще».
В итоге тревога оказывается ложной. В 10:07 в очередном прибывшем составе впервые не звучит про «не забывайте свои вещи», и несколько десятков пассажиров садятся в первый поезд до «Новокрестовской». Три минуты пути проводят за фотографированием табло и обновленной схемы метро. Фотосессия продолжается и по прибытии, не все сразу идут на эскалаторы. В некоторых углах станции еще можно увидеть рабочих.
Строить станцию, по проекту, должны были 4,5 года, на самом деле ушло 2,5. Ждали намыва, того самого, имени братьев Магомедовых. Все это время «Фонтанка» внимательно следила за строительством нового участка Невско-Василеостровской линии. Так что характеристики станции известны: самая большая в городе (170 м на 36 м), глубина около 20 м, рассчитана на 30 тысяч пассажиров в час. Более 500 служебных помещений, так как в перспективе должна стать пересадочной (когда-нибудь после 2030 года Лахтинско-Правобережная линия отсюда потянется в сторону Лахты и Юнтолово). 3D-панели как альтернатива мозаике. 12 эскалаторов, 8 траволаторов.
Траволаторы, кстати, 13 мая включают не сразу, а только когда образуется плотный поток пассажиров. Открыт только один выход из двух, южный, на вход «Новокрестовская» начинает работать с получасовой задержкой. «А зачем вам внутрь? Вы же только что приехали», – спрашивает Андрей Майоров, глава одного из отделов Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга. Он здесь же, катается на роликах и кому-то всерьез отвечает по рации: «Я «Новокрестовская», слышу вас».
Выходя на поверхность, все первым делом спешат фотографировать залив с «Лахта Центром», а потом по временному пешеходному мосту в обход стадиона направляются ко входу на арену. Мост, по правде говоря, не выглядит краткосрочным, не исключено, что его сохранят до 2020 года, когда Санкт-Петербург будет вместе с еще 12 городами принимать игры чемпионата Европы по футболу. Со стороны Южной дороги еще идут работы.
На матч в итоге собралось 42 тысячи человек, но принимать 30 тысяч человек за час станции не пришлось, все же первые болельщики стали прибывать еще с утра. Тем не менее за час до игры было уже плотно, поезда шли с большими интервалами, до 5 минут, и остановками, ожидая, пока с платформы схлынет народ. В 15:30 «Новокрестовскую» закрыли на выход; решение понятное, станция переключилась на задачу вывезти болельщиков со стадиона, но для пассажиров это стало сюрпризом. По их словам, заранее никто не предупреждал, просто высаживали на «Приморской», а голосовое оповещение включили позже.
После разгромной победы «Зенита», спасибо погоде, часть болельщиков решила прогуляться до метро «Крестовский остров» и по Яхтенному мосту, да и прощание с Кришито и Файзуллиным несколько рассредоточило поток людей, уходящих с арены. Зато с «Новокрестовской» увозили, как и было обещано, бесплатно, турникеты отключили. Из наблюдений на входе – досмотр проводят дважды, сверху и на промежуточной площадке. Спуск на станцию выводит в центр платформы, это тоже встречается нечасто. По словам очевидцев, где-то за час все разошлись.
В 19:00 «Новокрестовскую» закрыли, как и предполагалось. Обещают, что теперь уж ее запустят вместе с «Беговой», ближе ко Дню города. С «Беговой», впрочем, ситуация такая же зыбкая, как обводненные грунты, в которой она лежит. Но пятилетний беспусковой период, как бы то ни было, уже прерван – новых станций в городе не появлялось с 2012 года.
Мосты и набережные
Наземную часть футбольно-транспортной инфраструктуры ждали столько же, сколько и метро. Чиновники рассказывали о «рабочем движении» и «клиентских группах», не особо разъясняя, что это значит, но и не пуская автомобилистов на набережную Макарова и мост Бетанкура (который все уже привыкли называть Серным). 13 мая объяснили. С утра и до 18:00 переправа открыта для условных шаттлов из Пулково. На матч со «СКА-Хабаровском» ажиотажа не ждали, но на ЧМ-2018 по футболу смысл в этом будет. Когда шаттлы уедут обратно в аэропорт, мост будут открывать для всех желающих.
Во время последнего рабочего объезда с утра в воскресенье вице-губернатор Игорь Албин встретился с жителями дома 5 по Ремесленной улице. Мост строили в буквальном смысле на расстоянии вытянутой руки от них, при известной ловкости жители нескольких квартир могут попробовать до него дотянуться из окна. Протесты были неизбежны, они и последовали. Как рассказал Албин 13 мая, сам он сторонник признания дома аварийным. Накануне в соцсетях он разместил сообщение, в котором заявил, что «с Ремесленной, 5 проектировщики и Служба Заказчика перемудрила». В итоге решено обследовать каждое жилое помещение отдельно и в случае необходимости расселять. Это работа на лето. Судя по всему, не всех жителей встреча с губернатором удовлетворила, к официальному открытию моста в 18:00 они обещали растянуть черное знамя на доме. Не растянули, на стене виднелось все то же потрепанное полотнище «Не хотим жить под мостом», что не помешало полиции пообщаться с активистами на предмет их дальнейших планов.
Еще один неприятный момент на утреннем обходе касался состояния берегов Ждановки, которые открываются взгляду, если стоять на мосту лицом к ЗСД, привести их в порядок не успели.
Однако откладывать было уже некуда, в 18:00 мост открыли для всех. Характеристики его тоже ни для кого не секрет: длина перехода составляет 1228 м. Предусмотрено шесть полос для движения автомобилей, пешеходные тротуары и стационарные велосипедные дорожки. Для рядовых петербуржцев важно не столько то, что это первая переправа, приспособленная и для велосипедистов и для автомобилистов, сколько то, что с ее появлением разгружаются разводные мосты в восточной части острова. Кроме того, в ночное время появляется альтернатива платному ЗСД для тех, кто хочет уехать с Васильевского.
В случае с мостом и набережной недоделки более заметны глазу, чем в метро. Речь не только о захламленных берегах Ждановки. Под мостом на Петровском острове вовсю копается строительная техника, сбоку от набережной Макарова набросано строительного мусора. Есть мелочи, вроде не до конца смонтированных перил на пешеходной части, водители жалуются на нехватку указателей.
С маршрутизацией тоже более или менее понятно. С Васильевского острова на мост попасть можно либо с Уральской улицы, либо с одновременно открытого нового участка набережной Макарова. Перелетая над Петровским островом, есть возможность съехать на одноименный проспект. На финише есть поворот на Ждановскую набережную, либо проезд прямо на Новоладожскую улицу. О том, как запуск моста сказался на организации движения на Васильевском, «Фонтанка» писала ранее.
Через час после открытия моста пробок не было, все-таки выходной, однако эксперты пророчат появление «бутылочного горлышка» в понедельник. Улица узкая, как и Пионерская, к которой она выходит. Из-за этого, полагают автомобилисты, будет образовываться пробка при выезде на набережную Адмирала Лазарева. Разговор о расширении Пионерской идет не один год, однако здесь администрация уперлась в два исторических дома (№№ 46 и 48), которые придется сносить. Пример дома № 3 по Ремесленной улице с «плавающей» датой постройки показывает, что иногда для чиновников это не проблема. Однако сейчас о расширении речи нет; в КРТИ утверждают, что если до этого и дойдет, дома передвинут, но не разберут.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»