Поставки леса из России в Финляндию падают, а в Суоми строят заводы-гиганты и наращивают вырубку своих лесов. Эксперты уверены: ресурсов Финляндии хватит, а вот российский леспром может столкнуться с дефицитом.
Общий объем финского импорта древесины в 2017 году снизился на 12%, до 8,6 млн кубометров, на столько же уменьшились и поставки из России, доля которой составляет 85% от всего «лесного» импорта в этой стране, сообщили «Фонтанке» в Торговом представительстве РФ в Финляндии.
Основной причиной значительного сокращения импорта в торгпредстве называют увеличение собственной вырубки леса, что соответствует национальной лесной стратегии Финляндии, которая ставит цель к 2024 году нарастить объемы ежегодных заготовок до 80 млн кубометров.
Финляндия, по данным ФТС, является вторым импортёром российской древесины после Китая (его доля составляет 66% от всего импорта). Однако в 2017 году доля Финляндии сократилась на три процентных пункта, до 26%. В Торгпредстве РФ со ссылкой на финскую таможенную статистику отметили, что поставки из России в прошлом году упали с 8,3 до 7,3 млн кубометров.
«В этом нет ничего драматичного, это очень незначительный показатель. Ежегодный объём никогда не бывает одинаковым, каждый год закупки леса из-за границы и внутри страны варьируются», — уверяет менеджер по связям с Россией Ассоциации лесной промышленности Финляндии Юха Палокангас.
Импорт древесины в Суоми сильно упал еще 10 лет назад, напоминают эксперты. Для сравнения: в 2006 году он составил 15,7 млн кубометров. К слову, использовали древесину в местной промышленности тогда тоже больше, но только на 10%.
«В 2006 году финские предприятия были активнее на Северо-Западе России, было больше различных проектов, чем сейчас. В 2007 году Российская Федерация объявила о намерении ввести квоты или запрет на экспорт древесины, что стало довольно неожиданным, поэтому предприятия учли это, ведь речь шла о слишком больших рисках», — вспоминает Палокангас. «В будущем объём импорта ещё будет расти», — уверен эксперт.
Однако есть и иная точка зрения. Так, в своем прогнозе развития лесной отрасли на 2018 год эксперты Института экономических исследований Pellervo предполагают скорее сокращение импорта в перспективе до 2019 года.
Специалисты сходятся во мнении, что снижение российских закупок не оказывает влияния на финскую деревообрабатывающую промышленность. И падение импорта, доля которого в производстве невелика, — это следствие, а не причина роста лесозаготовки в Финляндии.
Руководитель отдела исследований Lesprom Network Филипп Чебышев уверен, что снижение поставок из России связано не только с успехами финского леспрома, но и с политикой. «Во-первых, в Финляндии лесное хозяйство на порядок выше развито, чем в России. У них есть все условия для увеличения собственной лесозаготовки и в законодательном плане, и в области лесных дорог. Например, сейчас в России на один гектар леса приходится около 1,5 км лесных дорог, а в Финляндии – около 40 км на гектар. Далеко не последнюю роль играют политические взаимоотношения и существующая напряженность в мире, – поясняет аналитик. – Средние экспортные цены на сосновую древесину (кругляк + балансы) в Финляндию в 2017 г. составляли около 42 долларов за кубометр. В самой Финляндии средняя цена на сосновый кругляк и балансы составляла 35,4 евро (42 доллара по усреднённому курсу за 2017 год. – Прим. ред.) за куб, что, безусловно, делает собственную лесозаготовку для финнов выгоднее».
Отметим, что у деревообрабатывающей промышленности Финляндии четыре источника сырья: самый крупный — это леса, принадлежащие частным лицам (их в стране большинство), леса самих деревообрабатывающих предприятий, государственные леса и затем уже импорт. По данным Института природных ресурсов Финляндии Luke, в 2016 году финская промышленность использовала 67,4 млн кубометров древесины, из них 87% составило отечественное сырьё, что стало вторым показателем за всю историю страны.
Филипп Чебышев также считает, что финский импорт из РФ продолжит падение. «На мой взгляд, поставки будут снижаться и дальше, поскольку финны не стоят на месте и стремятся развивать собственное лесное хозяйство, – говорит эксперт. – На данный момент Россия разворачивается в сторону Азии и укрепляет сотрудничество с Китаем. Также в России стремятся перейти к модели реализации продукции с добавочной стоимостью с целью сбыта за рубежом. Плюс увеличение производственных мощностей предприятий ЦБП и деревообработки требуют все большего объема сырья и при отсутствии прогресса в области строительства лесных дорог Россия в итоге столкнется с ощутимым дефицитом древесины и, как следствие, сокращением экспорта».
«Внутренние лесные ресурсы по-прежнему позволяют увеличить потребление отечественного сырья, если в производство в Финляндии будут сделаны новые инвестиции, а потребность в древесине будет расти», – заверили «Фонтанку» в финской Ассоциации лесопромышленников.
На фоне увеличения общемирового спроса на продукцию финский ЛПК показывает значительный рост и наращивает внутреннее производство по всем основным подотраслям, за исключением производства бумаги, которое стабильно сокращается на протяжении последних десяти лет. Это подтверждает исследование «Экономические перспективы лесной промышленности 2017 – 2018», проведенное Институтом природных ресурсов Финляндии.
В 2017 году финские лесопромышленные компании продолжили активные инвестиции в производство на территории Финляндии — объём вложений по сравнению с предыдущим годом вырос на 33%, до 1427 млн евро. Лесоторговля оживилась, и закупки от частных лесовладельцев увеличились на 5%.
«В 2016 – 2018 годах благодаря инвестиционным проектам по расширению и строительству целлюлозных заводов UPM, Stora Enso и Metsa Group лесозаготовка в Финляндии выросла примерно на 10 млн кубометров», – рассказал Сами Окса, директор по корпоративным отношениям в сфере лесообеспечения и лесного хозяйства финского концерна UPM.
Дополнительное сырьё промышленники закупают внутри страны. Особенно заметно расширение вырубки в Центральной Финляндии, где в августе 2017-го группа Metsä Group запустила самый крупный в Северных странах деревоперерабатывающий завод. Завод в Ээнекоски стал первым в мире предприятием биопродукции нового поколения. Помимо целлюлозы он производит талловое масло, скипидар, биоэлектричество и древесное топливо, а в качестве побочных продуктов – текстильные волокна и продукты из лигнина. Стоимость проекта составила 1,2 млрд евро. Это крупнейшая инвестиция в лесную промышленность Финляндии за всю ее историю.
В Куопио началось строительство крупнейшего в мире завода по производству целлюлозы Finnpulp мощностью 1,2 млн тонн в год. Заявленный объём инвестиций – 1,4 млн евро. Мажоритарный владелец Finnpulp – крупнейший производитель гигиенических прокладок и подгузников в Китае China’s Hengan International. Завод планируется запустить в 2020 году.
«Эксперты Ассоциации лесной промышленности связывают этот общий подъем прежде всего с развитием биоэкономики. Кроме того, отмечается активность лесовладельцев в части ухода за лесами, а также их заинтересованность в использовании возможностей лесоторгов. Все вышеуказанные тренды прямо и косвенно влияют на рост вырубки финских лесов и использование отечественного сырья и одновременное сокращение импорта», – пояснил «Фонтанке» и.о. торгового представителя РФ в Финляндии Сергей Синельников.
Достижению цели национальной стратегии Финляндии об увеличении внутренних заготовок способствует и принятое в декабре 2017 года решение Европейского Союза о порядке компенсации за вредные выбросы в атмосферу и регулирование лесного и земельного пользования в странах ЕС.
«Соблюдение Финляндией требований Парижского соглашения по климату, общий тренд на сокращение эмиссий парниковых газов, в том числе в ЛПК, единая климатическая повестка стран ЕС и участие в инициативе по отказу от использования угля также приводят к росту интереса к ЛПК и увеличению инвестиций в отрасль. Уже в 2017 году использование леса увеличилось на 2%, в 2018 году ожидается повышение уровня вырубки еще на 8,5 млн кубометров», – рассказал представитель торгпредства.
По прогнозу Института экономических исследований Pellervo, экспортные доходы Финляндии от фанеры, пиломатериалов, картона и особенно целлюлозы вырастут. При этом целлюлозу эксперты выделяют отдельно как наиболее перспективное направление для инвестиций и мощный драйвер для развития всего лесопромышленного комплекса. Кроме того, развитие биоэнергетики и наращивание использования древесины в качестве топлива продолжатся, уверены специалисты.
Яна Пруссакова