Главу «МРСК Северо-Запада» Александра Летягина арестовали после задержания его подчиненных в Петербурге и Сыктывкаре. «Фонтанка» выяснила, как коллеги по очереди показывали пальцем.
Городской суд Сыктывкара 15 мая удовлетворил ходатайство Следственного комитета по республике Коми и арестовал генерального директора ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» Александра Летягина. Уголовное дело родилось 13 апреля, когда задержали двух топ-менеджеров филиала «Комиэнерго». А 3 мая этого года был арестован заместитель главы «МРСК Северо-Запада» Павел Ширяев. Им всем вменяется коммерческий подкуп. Конечно, если сумму, зафиксированную в деле, измерять в Григориях Слабиковых, то уровень Летягина минимален. Все же данное дело выросло на политическом масштабе экс-главы Коми Вячеслава Гайзера.
Заместителя филиала «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» Евгения Сесюка оперативники ФСБ Коми задержали в пятницу, 13 апреля. Принимали в Сыктывкаре и с поличным – при передаче одного миллиона рублей. По версии следствия, он брал за скорую оплату выполненных работ подрядчикам филиала. Ведь деньги можно получить завтра или месяца через три. И в любом случае в правовом поле. Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела, звучит это так: «за содействие в приемке и оплате работ по договорам подряда».
Дальше пошло как по маслу. Сесюку предложили на выбор камеру или микрофон под куртку. Он выбрал спецтехнику и зашел с ней и миллионом к своему шефу – генеральному директору «Комиэнерго» Валерию Драйдту. После нескольких фраз туда же заглянули люди в штатском.
Драйдта назначили главой «Комиэнерго» в мае 2016 года. До него предприятием руководил Иван Медведев, нынешний депутат-единоросс Госдумы от Коми. После ухода ему сохранили должность советника и рабочее место в аппарате управления «Комиэнерго». Иван Медведев пришел в Госдуму осенью 2016 года, стал членом комитета по энергетике. «Комиэнерго» возглавлял с 2006-го. Драйдт работал его заместителем с 2012 года.
Так и родилось в Следственном комитете по республике Коми уголовное дело по статье 204 УК – «Коммерческий подкуп». Как вы понимаете, раз Сесюк частично искупил, то 14 апреля он ушел под домашний арест, а Драйдт – под реальный. Через некоторое время сумма в материалах дела достигла пяти миллионов. Скорее всего, это связано еще с одним фигурантом. Но на этот раз из бизнеса – генеральным директором компании «Механизированная колонна №24» Рубцовым.
ООО «Механизированная колонна № 24», офис в Кирове, директор – Николай Рубцов. Слоган «МК-24»: «Кто боится неудач, тот ограничивает свою деятельность». Предприятие специализируется на строительстве высоковольтных линий электропередачи и подстанций на территории Кировской области, Пермского края, республики Коми. С «Комиэнерго» предприятие заключало договоры на строительство и реконструкцию десятков километров линий от подстанций к населенным пунктам и вокруг Сыктывкара.
Заметим, что Рубцову хотя и дали домашний арест, но предъявили четвертую часть статьи 204. И если взглянуть на комментарии в УК, то, в случае если гражданин сам сообщает о совершенном им подкупе, он впоследствии освобождается от ответственности по этой части статьи.
Безусловно, руководство «МРСК Северо-Запада» владело ситуацией, и 26 апреля, когда Драйдт в суде обжаловал свой арест, в Петербурге услышали печальный факт – обвиняемый пошел на сделку со следствием, «назвал ранее неизвестных соучастников» и просит его отпустить домой, так как ему «будет легче вспоминать» (это цитаты).
Региональной специфики это дело лишилось 2 мая, когда в Москве был задержан Павел Ширяев, заместитель генерального директора по экономике и финансам ПАО «МРСК Северо-Запада». Оперативники ФСБ довезли его до того же Сыктывкара, и 3 мая он также был арестован.
В этот же день сотрудники Следкома и УФСБ по Коми при поддержке петербургских оперативников Госбезопасности провели обыски в Петербурге, на пл. Конституции, 3, где и расположен офис «МРСК Северо-Запада». Сотрудники зашли в кабинеты все того же Ширяева, а также его начальника — главы компании Александра Летягина. Внимания удостоилось и рабочее место замдиректора Владимира Нестеренко, отвечающего за инвестиционную деятельность. 4 мая мероприятия продолжились уже у них дома.
Но всегда важны детали. Так, например, некоторые обыски 4 мая шли в гаражах руководителей. А это означает, что перед акцией оперативники по-особенному изучали, где и какое имущество находится. Ведь гаражи не внесены в обычные базы данных по собственности.
Понятно, что к 5 мая руководство «МРСК Северо-Запада» думало только о том, какую позицию займет арестованный заместитель Ширяев. Судя по всему, он занял невыгодную по отношению к Летягину.
Утром 14 мая его вызвали на следственные действия в Сыктывкар. Из аэропорта сначала отвезли в управление ФСБ по Коми, где, похоже, не нашли общего языка. После этого Александра Летягина доставили в Следственный комитет, откуда он вышел уже в наручниках.
На данный момент ему, Ширяеву, Драйдту и Сесюку вменяется восьмая часть статьи 204 УК – «Коммерческий подкуп в группе, в особо крупном размере».
Все же, если концептуально, то им стало опасно после чистки в Коми, когда снесли и главу Вячеслава Гайзера и всех остальных. После чего уже бывший вице-премьер республики Константин Ромаданов заключил сделку со следствием. В частности, он рассказал о существовании «губернаторского общака», деньги из которого передавались окружению Гайзера по поручению заместителя главы региона Алексея Чернова. По информации «Фонтанки», одним из ручейков в «общак» являлись деньги «Комиэнерго» – «от 15 до 60 миллионов в год».
Безусловно, по отношению к масштабу изъятой наличности в 1,7 млрд рублей у абсолютного ньюсмейкера последних дней, Григория Слабикова, дело Александра Летягина ничтожное. Вплоть до обиды.
Евгений Вышенков,
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»