Политический бомонд ждет новое правительство и перебирает фамилии. В чем почти нет сомнения ни у кого - министра транспорта, петербуржца Максима Соколова, в Белом Доме не будет. На что это повлияет, выясняла «Фонтанка».
Все силы бывшего министра транспорта Максима Соколова поглотила подготовка инфраструктуры к чемпионату мира по футболу. Однако на общее состояние отрасли, по мнению участников рынка, это никак не повлияло.
Отставка министра транспорта Максима Соколова считалась делом решенным задолго до президентских выборов. Головокружительную карьеру петербургского чиновника сначала подкосили протесты дальнобойщиков против системы «Платон», а затем скандал с "ВИМ-авиа". Пожалуй, единственная задача, с которой министр справился и которая, по-видимому, и поглотила все его силы, – это подготовка транспортной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу. Однако на общее состояние отрасли, по мнению участников рынка, это никак не повлияло.
Максим Соколов был вхож во властные структуры с юности и даже намного раньше. Бытует, например, мнение, что пионер Соколов подружился с комсомольским лидером Валентиной Матвиенко еще подростком, будучи главой пионерского штаба города Ленинграда. В начале 2000 годов, когда городом руководил Владимир Яковлев, Соколова частенько можно было заметить в числе участников инвестиционно-тендерной комиссии, возглавляемой в ту пору Александром Вахмистровым. Он сопровождал владельца девелоперской «Корпорации С» Василия Сопромадзе в качестве гендиректора компании и слыл удачливым переговорщиком в делах, когда сталкиваются интересы бизнеса и власти.
В 2004 году, когда градоначальницей Петербурга стала Валентина Матвиенко, Максим Соколов возглавил сначала комитет по инвестициям и стратегическим проектам, затем комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. А в 2009 году стремительно вышел на федеральную орбиту в качестве директора департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ.
«Платон» на бездорожье
С 2012 года Максим Соколов возглавляет Министерство транспорта РФ. На этой должности он курировал строительство Крымского моста и подготовку транспортной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу. Это что касается дорог. В транспортной отрасли к заслугам министра можно отнести снижение цен на авиабилеты, некоторое повышение комфортности железнодорожных поездов, а также внедрение системы взимания платы за проезд большегрузного транспорта по федеральным трассам «Платон». Впрочем, «Платон», невзирая на то, что он собирает порядка 25 млрд рублей в год, можно отнести скорее к неудачам министра, считают участники рынка.
«Что касается неудач министра, то это, безусловно, «Платон». Причем не в части взимания платы за проезд, а в части ограничения нагрузки. Ведь у нас что получается. С одной стороны, государство ввело для большегрузов плату за проезд, а с другой стороны, оказалось неспособно обеспечить такую дорожную инфраструктуру, на которой могли бы работать современные грузовые автомобили. В итоге, чтобы не строить новые дороги, решили просто запретить возить тяжелые грузы. К чему это привело? К тому, что перевозчики, потратив деньги на обновление автопарка, закупив большегрузные «тоннары», рассчитывая повысить эффективность своей работы, теперь вынуждены продавать их в Африку, чтобы хотя бы частично отбить свои затраты», – говорит руководитель ассоциации ДОРМОСТ Кирилл Иванов.
Навстречу мундиалю
Невнимание министра к проблемам грузоперевозчиков, колесящих по отдаленным регионам нашей необъятной страны, возможно, объясняется тем, что все силы и средства федерального бюджета ему пришлось бросить на подготовку транспортной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу. Но и к этой части работы министра отношение экспертов неоднозначно. Так, по мнению руководителя движения «Город и транспорт» Владимира Валдина, многие крупные проекты, реализованные под флагом чемпионата, не улучшат, а лишь усугубят транспортную ситуацию в городе. «Я говорю прежде всего об автодорожном комплексе Серного моста и набережной Макарова. Любые развязки в плотно застроенном центре города – это зло и самый дорогой способ перенести пробку на 1 км в сторону. Что касается общественного транспорта, то при поддержке министра город получил новый подвижной состав. Но новый наземный транспорт стоит в старых пробках, скорость поездки от этого не увеличилась. Появление новых станций метро, «Беговой» и «Новокрестовской», в стратегическом плане совершенно несвоевременно, особенно с учётом переориентации на них сил с перезревшей 6-й линии», – констатирует Владимир Валдин.
Дешевые и опасные полеты
Если говорить об успехах министра в отрасли авиации, то это, безусловно, повышение доступности авиаперелетов для пассажиров за счет введения невозвратных и безбагажных тарифов, на чем давно настаивали авиаперевозчики, отмечает руководитель отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Также понятно, что мундиаль стал мощным стимулом для развития аэропортовой инфраструктуры, она значительно преобразилась, говорит он. И тут же добавляет ложку дегтя: «Но что не сделано и что хотелось бы изменить – это ситуацию в части безопасности полетов. И авиакомпании, и аэропорты сетуют на то, что эффективная система безопасности полетов, которая находится в центре внимания авиационной общественности, так и не заработала.
Также остается открытым вопрос, который привел к ситуации с "ВИМ-авиа". Это вопрос оценки финансового состояния авиакомпаний и предотвращения внезапных банкротств в отрасли. Сейчас Минтрансом разработан набор критериев такой оценки. Но сработает ли это и не увидим ли мы новых банкротств этим летом – станет понятно в сентябре, когда отраслью будет руководить другой человек».
Преемственность власти
Впрочем, никто из опрошенных «Фонтанкой» экспертов не сомневается, что с уходом Максима Соколова государственная политика в области транспорта не изменится. Преемником Соколова, ожидают собеседники «Фонтанки», станет его первый заместитель Евгений Дитрих, хорошо зарекомендовавший себя при реализации проекта Крымского моста и в усмирении дальнобойщиков, недовольных внедрением системы «Платон». Глава ассоциации ДОРМОСТ Кирилл Иванов напоминает, что Дитрих – протеже предшественника Максима Соколова, Игоря Левитина. А значит, у власти в транспортной отрасли остается старая команда государственных менеджеров.
Некоторые участники рынка настроены весьма пессимистично. «Я работаю в транспорте всю жизнь, – поделился один из крупных транспортников своими соображениями с «Фонтанкой». – И вот что я вам скажу: кто будет руководить отраслью после Соколова, абсолютно не важно. Потому что у нас государство дилетантов. Левитин 10 лет руководил отраслью и не мог принять устав автотранспорта. Пришел Соколов – тоже не специалист. Он понятия не имеет, как работает отрасль на самом деле, как работают люди на этих дорогах. Но я уверен, что через несколько дней мы увидим, как Соколов всплывет в другой отрасли. Не удивлюсь даже, что он станет губернатором города».
Владимир Валдин, в свою очередь, относит к заслугам министерства то, что транспортная система страны в целом, и Петербурга в частности, при Соколове не стала хуже. «Но и лучше она тоже не стала, хотя затраты бюджета сделаны колоссальные. Это происходит оттого, что в нашей стране, к сожалению, развитие транспортной инфраструктуры подчинено не здравому смыслу, а политическим решениям. Развитие транспорта должно подчиняться логике развития всей инфраструктуры, но это оказывается малодостижимым», – резюмирует эксперт.
Анна Невская, "Фонтанка.ру"