Бывший замминистра культуры Григорий Пирумов заподозрен в хищении 450 млн рублей у Эрмитажа. Мягкий приговор по делу реставраторов он считал компенсацией за помощь следствию. Теперь он вряд ли заговорит.
Недостроенное фондохранилище Эрмитажа в Петербурге привело к возбуждению уголовного дела. О выплаченном и пропавшем авансе размером в миллиард «Фонтанка» сообщала еще в сентябре 2016 года, но ФСБ тогда была занята раскруткой дела реставраторов – с участием верхушки Минкульта и «Балтстроя». Оно проходило под аккомпанемент раскаяния и признательных показаний и закончилось хоть и символическими, но обвинительными приговорами. Оперативные наработки чекистов по Эрмитажу попали в Следственный комитет, который, видимо, решил на Пирумове сделать уже свой успех.
Контракт на строительство фондохранилища на Заусадебной улице в Петербурге стоимостью 3,6 млрд рублей Эрмитаж заключил в 2015 году. Подрядчик «Мехстройтранс» получил миллиард аванса и исчез. Музей в 2017-м расторг контракт и часть выплаченной суммы потребовал обратно. Без успеха.
«Мехстройтранс» входил в группу компаний «Роспан», фактическим руководителем которого был Никита Колесников.
Григория Пирумова министр культуры Мединский уполномочил курировать возведение фондохранилища.
Колесников и Пирумов были задержаны в марте 2016 года по делу реставраторов, приговор Дорогомиловского суда в октябре 2017-го довольно прозрачно описал отношения предпринимателя и чиновника: Колесников со своими фирмами «заходил» в тендеры Минкульта и подведомственных ему учреждений, получал деньги будто бы за выполненные работы, через «обнальщика» по имени Александр обналичивал миллионы и делился. Долю имели Пирумов как покровитель схемы, начальник имущественного департамента Минкульта Борис Мазо и другие деятели от культуры. Колесников в минусе тоже не оставался. По одному сценарию совершены хищения на объектах культурного наследия: Изборская крепость, Псковский драмтеатр, Новодевичий монастырь, монастырь Иоанна Предтечи в Москве, музей космонавтики в Калуге, башня «Кронпринц» в Калининграде.
По предварительным данным, похожую схему применили к Эрмитажу. С той лишь разницей, что деньги были музейные. Версию подтверждает Следственный комитет:
«Подозреваемые организовали заключение государственного контракта без реального намерения его исполнить. При этом большая часть полученных в качестве аванса денежных средств была перечислена в подконтрольные им организации».
Сумма хищений оценивается в 450 млн рублей, предполагаемые участники те же – Пирумов, Мазо, Колесников.
СК не скрывает, что дело по 159-й статье УК – «Мошенничество» – возбуждено по материалам ФСБ.
По данным «Фонтанки», следствие контрразведки давно располагало информацией о заинтересованности Пирумова в стройке фондохранилища. Но при расследовании дела реставраторов остановилось на шести эпизодах, добилось от замминистра взаимности в виде признательных показаний и передало дело в суд. В октябре 2017-го зам Мединского получил 1,5 года и вышел на свободу, срок был поглощен временем ареста.
Колесников сделал для следствия больше (он заговорил первым), и ему сделали скидку существеннее – всего два эпизода и пять лет условно. Мазо тоже освободили в зале суда.
Вероятно, в договоренность входил бонус от Минкульта, отозвавшего иск на 116 млн рублей. Пирумову и Мазо вернули изъятые 18 млн рублей наличными и разблокировали счета.
Сегодняшнее задержание экс-чиновников и бизнесменов показало, что сотрудничество с правоохранителями и упрощение им работы может быть лишено смысла. При передаче материалов из одного следствия в другое договоренности «сгорают». Об этом знает, например, еще один участник дела реставраторов – глава «Балтстроя» Дмитрий Сергеев. Он заключил сделку со следствием ФСБ, получил в Куйбышевском суде условный срок и через минуту был задержан по делу о кондиционерах президентской резиденции. Его ведет Следственный комитет. Сергееву предъявлено обвинение в организации преступного сообщества.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»