Завод, возводившийся по «стратегическому проекту» Петербурга, превратился в пшик. В процессе «строительства» многомиллионные финансы сделали круг по счетам родственников и знакомых советника губернатора.
Проект металлургического завода, строительство которого в 2014 году почтили присутствием Валентина Матвиенко и Георгий Полтавченко, рухнул спустя два года. Кредит в 26 миллионов долларов от Банка ВТБ растворился, оставив на память копеечный забор и несколько железобетонных плит. «Фонтанка» чуть не запуталась, направившись по следам растворившихся финансов. Нам встретилась родня чиновника из Смольного, мотогонщик и даже легендарный зицпредседатель из дружественного Вануату.
Начало было громким, с соглашением «в рамках Петербургского экономического форума – 2014», с совещанием при губернаторе и присвоением проекту «металлургического завода по производству сортового проката» в Колпино статуса стратегического. Весной 2014 года на стройку благосклонно посмотрели председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и председатель комитета по инвестициям Ирина Бабюк (с подачи которой заводик и попал в стратегические). Спустя год для верности заложили «первый камень» – в присутствии вице-губернатора.
Насколько дальновидно и экономически обоснованно на площадке, окруженной Ижорскими заводами, устраивать конкурентное для череповецких заводов Алексея Мордашова производство арматурного прута из металлолома в условиях непрерывного цикла (что делает бизнес крайне зависимым от периодичности поставок сырья) – вопрос отдельный, так как до конкуренции и даже вообще до производства дело не дошло. Основанные петербургским бизнесменом Александром Запеваловым компании ЗАО «Мера» и ООО «Мера-Сталь» как стратегические партнеры успели в 2013-2015 годах освоить кредитную линию в Банке ВТБ на миллиард рублей, устроить непонятные манипуляции с производственными площадками и дойти до банкротства.