Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 0

1 м/с, зап

753мм

92%

Подробнее

Пробки

4/10

Могут ли электронные учебники заменить бумагу

7731
ПоделитьсяПоделиться

Почему смелый план Министерства просвещения РФ по переводу школ на электронные учебники к 2020 году может в прямом смысле этого слова остаться на бумаге.

Реформа под рабочим названием «Цифровая школа», которую готовит Министерство просвещения, предполагает внедрение к 2020 году цифровых учебников в средней и старшей школе. Однако к изменениям не готовы ни издательства, осваивающие миллиардные госзаказы на печать учебников, ни российские учителя. 

Минпросвещения в рабочей версии проекта, с которой ознакомились в РБК, планирует к концу 2020 года внедрить цифровые учебники в средней и старшей школе по 11 традиционным предметам, а также по дополнительным 40 дисциплинам. Общий бюджет проекта — более 500 млрд рублей. Контролирующие  рынок учебников издательства готовятся к реформе уже несколько лет и даже уже перевели свои учебники в электронный вид. Однако, судя по отзывам пользователей, разработанные ими версии сделаны для галочки и не могут быть полноценной заменой бумажных пособий.

Двигатель книжного рынка

Российская книжная палата в феврале обнародовала официальную статистику по итогам 2017 года, согласно которой за минувший год в России было выпущено более 471 млн экземпляров книг. Ровно половина этого объема – учебники для школьников (189 млн экз.),  дошкольников (34 млн экз.) и студентов (4,5 млн экз.).

Около 80% рынка учебников контролируют два игрока – издательство «Просвещение», которое ассоциируют с фигурой миллиардера Аркадия Ротенберга, а также корпорация «Российский учебник» – объединяет группу издателей во главе с «Эксмо-АСТ», которым владеет Олег Новиков, член правления Российского книжного союза и вице-президент «ОПОРы России». Первенство по тиражам принадлежит «Просвещению», которое напечатало в 2017 году 100,4 млн экземпляров  – почти на 40 млн больше, чем годом ранее. На втором месте «Российский учебник» – на его счету 93 млн экземпляров. 

Тиражи учебной литературы и книг для детей, которые закупают за бюджетные деньги, внушительные. За прошлый год «Просвещение» заработало на таких госконтрактах более 8,6 млрд рублей, при общей выручке в 12,6 млрд рублей. А «Российский учебник», если судить по отчетности входящих в него издательств, — более 1,8 млрд рублей («Вентана-Граф» – 661 млн, «Астрель» – 113 млн рублей, «Дрофа» – 1,1 млрд рублей, АСТ — 29 млн). 

Школы могут покупать только те книги, которые входят в федеральный перечень Минобрнауки. В нем 1423 наименования. Лидеры рынка делят его поровну – 480 у Просвещения и 485 у «Российского учебника». С 2015 года обязательным условием попадания учебника в перечень является наличие у него цифровой версии.

Любой электронный учебник «Просвещения», от «Азбуки» до «Геометрии», стоит в официальном магазине 94 рубля. Цена на печатную версию значительно выше. Например, «Биология» за 7-й класс в печатном виде обойдется там же в 471 рубль. Версия «Биологии» за тот же 7-й класс от «Российского учебника» обойдется в 569 рублей за печатную версию и в 149 рублей за электронную. Но в магазине есть и учебники по 75 рублей за штуку в цифровом формате. 

Обе компании создали свои приложения – Lecta от «Российского учебника» и «Учебник цифрового века» от «Просвещения» работают на любых мобильных устройствах и стационарных компьютерах. Но отзывы о них далеко не самые лестные. Например, в магазине Google Play у приложения Lecta 3 звезды из 5, а у «Учебника цифрового века» – всего 2,3.

«Приложение постоянно виснет»

«Само приложение вроде неплохое, но в школе без интернета не работает, пришлось ребёнку отдельную сим-карту купить для интернета. Постоянно возникают проблемы входа даже с устойчивым вайфаем дома. Сейчас вообще все вылетело, вошли заново по логину и паролю, пишет, что надо скачать опять учебники, и виснет. Заплатили деньги за учебники, а пользоваться не получается», – написала в ноябре 2017 года пользователь Polly Log про платформу «Просвещения».

«Вторая часть учебника по литературе для 4-го класса не соответствует действительности. Деньги уплачены непонятно за что. Программа все время зависает», – продолжила пользователь Танюша С. в феврале 2018-го.

Не лучше отзывы и о приложении Lecta. «Это десятый круг ада, а не приложение. У нас в школе программисты делают лучше. Во-первых, приложением на телефоне невозможно пользоваться, так как кнопки налезают друг на друга, все тормозит и нельзя даже поменять формат страницы», – написал пользователь Константинополь Александрийский в июне 2018 года.

«Приложение неудобное, нельзя вправо-влево пролистать, не масштабируется под экран. Все в нем говорит о том, что разработчикам просто плевать на пользователей. С другой стороны, заказчики просто пожалели денег на то, чтобы сделали им простое приложение…» – написал пользователь Google в феврале. На что ему ответили, что приложение может некорректно работать на смартфонах – оно под них не оптимизировано. 

Иными словами, к массовому внедрению во всех школах приложения не готовы. В «Просвещении» пояснили, что их приложение тестовое и они пробуют на нём новые подходы. Продажи цифровых учебников невелики. Например, в 2016 году «Просвещением», как писал ТАСС, было реализовано лишь 167,5 тысячи лицензий на сумму всего 11,4 млн рублей — это капля в море по сравнению с миллиардной выручкой от бумажных изданий. 

В корпорации «Российский учебник» признают, что электронные версии являются скорее дополнением к бумажным, а не их заменой. «Но спрос на них стремительно растет. Так, около 10% российских педагогов используют различные возможности нашей цифровой платформы Lecta, а количество пользователей Lecta удваивается каждый квартал, – отметила представитель «Российского учебника» Елена Долгих. – В то же время говорить о «реформе» в использовании цифровых ресурсов еще рано, представители самого Минпросвещения говорят о том, что «проект еще не готов». Мы уверены в том, что его содержание станет предметом профессиональной дискуссии».

«С тем, что электронные учебники – это ожидаемая эволюция, стоит согласиться, – считает вице-президент ГК «Просвещение» Алексей Шаповалов. – При этом в экспертном сообществе пока нет единого мнения по поводу того, когда же она завершится. Есть разные прогнозы – и 5, и 10, и более лет. Какой из них окажется справедливым, покажет время и результаты многолетних исследований влияния использования электронных учебников и учебных пособий на результаты детей и эффективность преподавателей». 

Учителя не против, но денег нет

По мнению управляющего партнёра частной школы Skyeng Александра Ларьяновского, подход к цифровизации до этого момента у издателей был формальным. 

«Контент учебников, мягко говоря, далек от дня сегодняшнего. С 2015 года существует постановление, что любой учебник должен иметь электронную копию. И издатели формально выполняли закон. Хотя изначально это никому было не нужно. Если посмотреть на все попытки поработать с электронными учебниками, то главный вопрос упирается в их использование — сколько на самом деле учителей проводят уроки по этим материалам? Оцифровать можно всё, что угодно, но будут ли этим пользоваться?»

По его мнению, еще одна проблема кроется в том, что несколько миллионов учителей не умеют работать с современной техникой. «Компьютерная грамотность среди учителей очень низкая. У нас сейчас работает чуть меньше 4000 человек, и практически каждого приходится учить основам работы с ПК, и это при том что мы – частная компания, которая может выбирать, с кем работать», – отмечает Ларьяновский.

По мнению эксперта, могут сильно мотивировать учителей две вещи. Первое – в электронных учебниках могут быть электронные домашние задания, которые умеет проверять компьютер. Второе — никто никогда не спросит с учителя, откуда берется та или иная оценка, если ее будет выставлять компьютерная программа.

«Я ничего плохого не вижу в электронных учебниках. Наша школа обеспечена современными средствами полностью. Большинство школ Петербурга тоже это имеют. Но Петербург и Москва это еще не вся Россия. Есть малые города, села, аулы, и при этом мы говорим о едином образовательном стандарте. Не думаю, что можно быстро внедрить электронные учебники в масштабах всей страны», – сомневается председатель совета 56-й гимназии Майя Пильдес. 

На чем работать

Оба упомянутых выше приложения оптимизированы для работы на планшетах. Планшет должен обладать процессором не менее 1ГГц, не менее 1 Гб памяти и иметь на диске не менее 16 Гб. Рекомендуемый размер экрана не менее 25,4 см (10 дюймов), а разрешение – не менее 1024х768. Версия операционной системы должна быть не ниже Android 4.1, а в случае Apple устройств – минимум iOS8. Устройства с подобными параметрами, даже с запасом по характеристикам, "Яндекс.Маркет" находит в интернет-магазинах по цене от 4 – 5 тысяч рублей. 

Попытка внедрить в школах планшеты российской разработки год назад увенчалась скандалом. «Фонтанка» писала, как в сентябре прошлого года в школы на тестирование отправились планшеты от госкорпорации «Ростех» за 30 тысяч рублей, подозрительно похожие на списанные американские ценой в 30 долларов. Как сообщили тогда в корпорации, устройства были существенно доработаны для работы в российских школах. 

Идея российского планшета развития не получила. Но в любом случае, если цифровизация в школах состоится, продажи любых планшетов возрастут. С учетом того, что в России 15,5 млн школьников, это сформирует потенциальный рынок сбыта объемом 75 млрд рублей. Но, похоже, до этого еще далеко. 

Илья Казаков, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close