Отстранённо, порядочно, никак.

«Фонтанка» спросила лидеров мнений, каким они запомнили уже экс-губернатора Полтавченко

3647
ПоделитьсяПоделиться

Георгий Полтавченко ушёл с политической арены Петербурга так же, как и работал, – тихо и без истерик.

Отставка Георгия Полтавченко, о которой объявили 3 октября, едва ли стала сюрпризом для просвещённой общественности, но нужные слова смогли подобрать не все. Для большинства его семилетнее правление уместилось в «застой», «Исаакий», «ЗСД». Спокойный до равнодушия, холодный и правильный, Полтавченко уходит в Объединённую судостроительную корпорацию с благословлением митрополита Варсонофия и почти единодушным «спасибо, что не сделал хуже». Но нет-нет да и проскальзывает: Петербургу нужно было больше.

«Он был никакой, его не было», – выразил общий настрой собеседников «Фонтанки» историк Лев Лурье. По его словам, вспомнить о Полтавченко практически нечего. Петербург при нём был не хуже других регионов, хотя на месте губернатора всё это время была «некая субстанция». И даже передача Исаакиевского собора РПЦ не состоялась, а управляй городом кто другой, то вопрос точно был бы решён. 

«И это неплохо, потому что если бы запомнился, то запомнился бы как раз плохим», – оценил ровную политику Лурье. 

Не остался в стороне от истории с Исаакием и магистр игры «Что? Где? Когда?», автор и ведущий интеллектуальных игр Александр Друзь. Но припомнить, высказывались ли городские власти по этому поводу, он не смог. 

«То ли поддерживал Полтавченко, то ли не поддерживал», – сомневается Друзь, но с осадком. Обещания горожанам отпечатались в памяти лучше: «Когда Георгий Сергеевич пришел на пост губернатора, он пообещал, что не будет проблем с очисткой снега. И в первую зиму действительно не было проблем с уборкой снега. Потому что не было снега. В соцсетях тогда народ писал: ««Верните Матвиенко. Хочется покататься на лыжах».

Бывший директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров, который на прошлых губернаторских выборах был доверенным лицом Полтавченко, от комментариев воздержался.

«Мне кажется, в эпоху Георгия Полтавченко не было чего-то, связанного с именем самого Полтавченко, что бы делало Петербург обогащённым, насыщённым. Всё, что происходило, происходило вне и независимо от Полтавченко», – говорит директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова. Впрочем, это была его эпоха – протяжённое время, в котором было как хорошее, так и плохое. Полтавченко, по её мнению, перезагрузить культурную политику не смог, ему не хватило то ли интереса, то ли предрасположенности. 

Полтавченко – чужак, говорит писатель Михаил Веллер: «Он был поставлен на Петербург, как Собянин на Москву. Он был чужой, а поэтому более управляемый. Его внешность, манеры, вся предыдущая биография не имели ничего общего с историей Ленинграда-Петербурга, его культурой, его традициями». 

Хороших слов для экс-губернатора Веллер найти не смог, хотя их, говорит, не было и раньше. Самой болезненной для него стала вещь, на которую «не осмеливался никто»:

«Это при нем изуродовали Летний сад. Вот он, будь моя воля, был бы первым, кто сел за изуродование Летнего сада – жемчужины Российской империи, затем Советского Союза, а затем Российской Федерации. Я надеюсь, что когда-нибудь в какой-то форме ему это отольется».

В том же ключе высказался и кинорежиссёр-сатирик Юрий Мамин, но «посадить» пожелал за другое. 

«При Полтавченко была башня «Газпрома», при нём отдали Пулковскую обсерваторию. Исаакий хотя бы не разрушили, а это был объект необыкновенной важности для науки. За такое судить нужно», – говорит Мамин и припоминает проблемы с финансированием культурных проектов. Получить денег на съёмки ленты о деятелях «Ленфильма» ему так и не удалось. 

При этом в самом «Ленфильме» о Полтавченко отзываются с теплотой. Генеральный директор киностудии Эдуард Пичугин называет эпоху Георгия Сергеевича возрождением «Ленфильма». При нём были созданы Попечительский совет вместе с Сергеем Нарышкиным и Фонд поддержки проектов киностудии, филиал в Кронштадте и тематический парк. Провели чемпионат мира и Кубок конфедераций, появилось самое удобное перемещение: благодаря ЗСД сотрудники от «Ленфильма» теперь могут через Петроградку попасть в любую точку города и области.

«Он всегда вникал в наши вопросы и принимал личное участие в их решении, – рассказывает Пичугин. – Георгий Полтавченко лично начинал у нас свой первый рабочий день каждый год: 3 января он делал объезды культурных проектов и приезжал на студию, он лично смотрел все картины, которые мы делали, знал обо всех проектах – как член художественного совета. Его личное участие в жизни кинематографа нам очень сильно помогло, потому что мы немножко были оторваны от федерального центра: все основные деньги, кинематографисты, продюсеры, телеканалы – в Москве, а нас, Петербург, рассматривают как периферию».

Неоднократно видел Полтавченко на «Ленфильме» и режиссёр, автор фильмов «Гарпастум», «Под электрическими облаками», «Довлатов» Алексей Герман. Он отметил «разумные решения», благодаря которым губернатор свёл все конфликты в культурной сфере к минимуму. 

«Георгий Сергеевич очень любил и поддерживал «Ленфильм», и у меня всегда возникало самое благоприятное впечатление. Он очень помог проекту «Довлатов», поддержал, когда многие в него не верили. Мне жалко, что он уходит из города. Но, наверное, это хорошо для судостроительной корпорации — там проблемы с двигателями, крупнотоннажными судами. Мне кажется, что Полтавченко как раз это может решить — тихо, спокойно, без истерик — и наладить более чёткую работу», – говорит Герман. В самом «Ленфильме» надеются, что переход в ОСК на любовь Полтавченко к киностудии не повлияет, он и дальше будет поддерживать проекты и начинания. 

ПоделитьсяПоделиться

Отметил вовлечённость бывшего градоначальника в культуру и депутат Законодательного собрания от «Яблока» Борис Вишневский. Но поддержка идеи увековечить память братьев Стругацких – единственное хорошее, что он смог вспомнить. 

«В отличие от предыдущих политиков правление Георгия Сергеевича практически ничем не запомнилось. У меня складывается впечатление, что всё это время правительство действовало как будто из подполья. Построили самый дорогой стадион. И то, это скорее заслуга Албина. Достроили, наконец-то, ЗСД и получили кабальные обязательства, – говорит Вишневский. – Он пришёл как назначенец и ушёл как назначенец. Мало выступал, недоставало ему активности. И ошибок вроде бы много не было, но будто сидел и ждал, когда его переведут на более подходящую работу. В ОСК ему будет спокойнее». 

Диалога с горожанами не хватило в правлении Полтавченко и бывшему вице-губернатору Василию Кичеджи. По его словам, общение между властью и народом отсутствовало вовсе и город было жаль. 

«Кроме того, нельзя раз в три месяца менять чиновников. Беглов умеет слушать, в отличие от Полтавченко. Петербург – город императоров, а Москва – город царей. Не может Петербург уступать чем-то столице. Петербург – не первый, но и не второй. Это должно стать программой для нового губернатора. Я думаю, что Беглов – это временное решение для Петербурга, а Смольный еще ждет большой аудит», – предрёк Кичеджи. 

«Теперь мы будем наблюдать красочную картину, как будет рассыпаться верхушка, осыпаться ЗакС, комитеты Смольного. Всё это будет с грохотом в пыли, придавливая друг друга», – согласился публицист Александр Невзоров и добавил, что теперь, когда Полтавченко покинул губернаторское кресло, может признаться: с Георгием Сергеевичем знаком хорошо. 

«Он великолепный человек. Благородный, умевший не навязывать себя и свои взгляды, предпочтения. Единственное, он не вписывался, не был увлечён процессом расхищения, и поэтому немножечко выглядел одиозно. Но по человеческим качествам это был, наверное, лучший губернатор Петербурга. В то время, когда можно было транслировать предельно дикие инициативы и глушить, давить, навязывать – этого не происходило. Это по сегодняшним дням очень много», – говорит Невзоров. Исключительную порядочность Полтавченко отметили и другие знакомые экс-губернатора. Его назвали дружелюбным, спокойным, но с уклоном в равнодушие. 

«По нынешним временам, если чиновник не скотина, то это уже хорошо. Георгий Сергеевич – один из самых благородных, качественных людей, которых я видел в жизни. Теперь могу сказать, что хорошо с ним знаком. Он не воровал – и это его единственный недостаток. Полтавченко в этом смысле марсианин, неинтересно ему это. Поэтому это всё называют застоем», – объясняет Невзоров. 

Именно застой больше всего запомнился шоумену, экс-участнику группы «Ленинград» Станиславу Барецкому. «Я тут неоригинален, – оценил он. – Полтавченко был вброшен в свое время, чтобы все устаканить. Город, который постоянно бурлит, город трех революций. Он свою миссию выполнил. Мне, если честно, немножко жаль Полтавченко. В том смысле, что его совсем понизили – возглавить пароходство какое-то». 

По его словам, за последние семь лет Петербург превратился в Саратов: закрыли клубы, перестали ездить звёзды. В общем – тишина и «город пенсионеров». 

«Но о покойниках либо хорошо, либо ничего. Я буду скучать по Полтавченко», – решил Барецкий.

Татьяна Ципуштанова, Ирина Корбат, Елена Кузнецова, Алина Циопа, «Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 31

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close