Следственный комитет при задержании недавнего председателя юридического комитета Смольного Юлии Осиповой опирался на показания бывшего сотрудника администрации Петербурга Олега Лыскова, рассказавшего о традиции заключать многомиллионные контракты с коммерческими организациями, но выполнять работу силами штатных юристов.
Как стало известно «Фонтанке», уголовное дело по мошенничеству в комитете Осиповой возбудили 22 августа 2018 года, собрав доказательства хищений при заключении трех госконтрактов на 14,6 млн рублей с фирмой «Акканто». Принцип работы юркомитета, когда бюджетные средства переводились в коммерческую организацию, а собственно работы выполняли чиновники, изложил следствию Олег Лысков. Он работал в ведомстве с 2000 по 2010 годы, впоследствии перешел в комитет по инвестициям. После увольнения в 2013-м занялся негосударственной карьерой, но контакты в администрации и личные воспоминания у него остались.
Вероятно, следствию могло повезти на общительность других членов юридической команды Смольного, но Лысков был самой подходящей кандидатурой. В августе 2017 года его задержали за попытку обмануть Мариинский театр. Экс-чиновник, занимавший должность замдиректора «Ленпроектреставрации», предложил подрядчику театра за 880 тысяч рублей принять работы, не обращая внимания на их качество. Расследование в отношении Лыскова завершалось летом 2018 года – когда шла реализация оперативных мероприятий по Осиповой. Он согласился рассказать о схемах в юридическом комитете, а по своему делу был освобожден из-под стражи под залог 1 млн рублей и получил условный приговор.
В уголовном деле также присутствуют показания бывшего зампредседателя юридического комитета Ирины Золотовской. После увольнения в октябре 2018 года она покинула Россию.
Вечером 9 ноября Куйбышевский суд отправил Юлию Осипову под домашний арест. Вину она не признала, заявив, что работала по правилам.