Смольный обсудит платный въезд в центр города, чтобы разгрузить транспортные магистрали. Проектом предусмотрена также плата за возможность встать на одну из 200 новых парковок.
Разработать комплексные схемы организации дорожного движения президент Владимир Путин обязал регионы еще в 2016 году. Проект такой схемы власти Петербурга заказали у московской компании «Строй инвест проект», заплатив ей 39,9 млн рублей. «Фонтанка» ознакомилась с итогами годовой работы столичной фирмы: петербургским автомобилистам закрыли бесплатный въезд в центральную часть города и сделали платными абсолютно все парковки.
По мнению разработчиков, платный въезд снизит транзитные потоки через центр с 61 до 18 процентов и таким образом уменьшит нагрузку на дороги — а это основная цель, которую ставил перед ними заказчик. «Транзит [через центр] практически исключается. До введения платного контура уровень загрузки Благовещенского моста в наиболее загруженном направлении составляет 44%, после – 22%, Дворцового моста в наиболее загруженном направлении – 43%, после – 25%, Троицкого моста в наиболее загруженном направлении – 101%, после – 70%, Литейного моста в наиболее загруженном направлении – 86%, после – 68%», – говорится в представленном Смольному варианте.
Расчеты показывают, что средняя скорость движения по Невскому проспекту изменится с 25 км/ч до 45 км/ч. Авторы проекта признают, что оборотной стороной разгрузки центральной части станет увеличение нагрузки на объездные пути, в том числе по набережным и КАД, вырастут транспортные потоки на ЗСД. Решить вопрос, по их мнению, можно тарифной политикой, которую предлагается применять и при взимании платы за проезд в центр. Своеобразной границей может стать река Фонтанка: за передвижение по территории, ограниченной ею и Обводным каналом, нужно заплатить единичный тариф, а вот за дороги на участке от Фонтанки до Невы — уже двойная плата.
«Платный въезд в центр для Петербурга – опасная утопия. Если перекрывается зона с минимальным транзитным потоком, то тут же возникает паразитный трафик, – поделился мнением эксперт ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин. – Думаю, что идею платного въезда в центр вклинили для того, чтобы загнать автомобилистов на ВСД (строительство Восточного скоростного диаметра пока еще не началось. – Прим. ред.). По факту же, закрытие центра может спровоцировать транспортный коллапс на и так нешироких набережных, которые вообще-то должны быть ориентированы на пешеходов. В некоторых мегаполисах такая практика – платный въезд в центральную часть – действительно есть. Например, в Милане. Но там качественно другая ситуация с общественным транспортом. Кстати, по плотности и длине линий – Милан, а не Петербург, нынче «трамвайная столица Европы». Именно с общественного транспорта и надо начинать реформировать схему организации дорожного движения. Сначала – пряник, потом – всё остальное».
Руководитель автоклуба «А24» Денис Шубин также высказался против идеи платного въезда в центр и вспомнил, что введение такой меры в Лондоне стоило мэру города должности.
Сразу несколько собеседников «Фонтанки» в транспортном блоке городского правительства успокаивают: в ближайшей перспективе автомобилистам не стоит опасаться платного центра. В далекое будущее заглянуть сложно, но и там чиновники не видят такой перспективы. Кроме того, в Смольном собирают общественный совет, на котором обсудят эту схему, а у идеи платного центра сторонников практически нет. Еще в прошлом году, когда власти только заказывали проект, они заявляли, что это резервный вариант.
Стоять – платить
А вот у идеи доминирования платных парковок над бесплатными поддержка весомее. В комплексную схему организации дорожного движения вошли 503 платных парковки: в Петроградском (141), Адмиралтейском (153) и Центральном (209) районах города. Их перечень был утвержден в 2014 году, но последние четыре года они действуют в пилотном режиме – на 27 улицах центра с емкостью платного парковочного пространства в 2 799 машино-мест. По прежним планам властей, к 2020 году количество мест платной парковки должно было составить 60 тыс. Все они были разбиты на три зоны, создание которых предполагалось провести в два этапа.
Проект новой схемы предполагает начать реализацию в 2019 году, а полностью закончить к 2036-му. Сделать парковку платной также предполагается на Васильевском острове между набережными Невы, Малой Невы, Смоленки и 16-й и 17-й линиями. При этом первую платную зону предлагается дополнить частью Петроградского района, ограниченной Каменноостровским и Большим проспектами, Кронверкским проливом и набережной Невы.
Запрет на остановку в наиболее важных, с точки зрения движения, городских улицах увеличит пропускную способность дорог на 20-50% в зависимости от ширины проезжей части, уточняют разработчики. Поэтому нужно не только усилить контроль за соблюдением правил парковки и расширить сеть перехватывающих парковок, но и строить плоскостные и многоуровневые паркинги. Меры такие необходимы, потому что улично-дорожная сеть Центрального района уже, по оценкам «Строй инвест проекта», загружена на 107 процентов, а дальше будет только расти: к 2023 году составит 17 тысяч автомобилей, к 2028 году – 32 тысячи, а к 2033 году – более 46 тысяч. Поэтому от увеличения парковочных мест не уйти, и вводить зоны платной парковки предлагается в четыре этапа.
К самой идее платной парковки в центре города и чиновники, и эксперты, и даже часть автовладельцев относятся положительно. При этом все подчеркивают, что её смысл даже не в пополнении бюджета, а пересадке автомобилистов на общественный транспорт или велосипеды, хотя бы при поездках в центр города. «Платные парковки — это правильное решение, потому что пробки как раз появляются там, где есть бесплатное парковочное пространство. Большая очередь за пивом будет лишь до тех пор, пока оно бесплатное», – считает эксперт ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин.
По новому федеральному закону, согласно которому и велась разработка этого проекта, предполагается, что в 2019 году у каждого региона должна быть уже утвержденная схема. В отличие от платного въезда в центр, платные парковки – уже осязаемое направление, которое будет только развиваться. Другой разговор, что рассчитывать их целесообразность и корректировать планы имеет смысл тогда, когда платные парковки Смольного действительно станут платными – на сегодняшний день из-за противоречий между утвержденным МВД регламентом запроса личных данных и действующим Кодексом об административных нарушениях петербургские чиновники не могут штрафовать безответственных автовладельцев. Не исключено, что в 15-летней перспективе, которую и описывает схема, эта проблема решится.
Михаил Грачев,
«Фонтанка.ру»