Проект арктической железной дороги из финского Рованиеми в норвежский Киркенес (в 8 км от российской границы) коммерчески нежизнеспособен. К такому выводу пришла финско-норвежская рабочая группа, изучившая предпосылки для строительства, сообщает 11 февраля министерство транпорта и коммуникаций Финляндии.
Как подсчитали специалисты, чтобы покрыть расходы на техническое обслуживание, годовой объем перевозок должен составлять около 2,5 млн тонн, а такие объемы нельзя считать реалистичными без каких-либо существенных изменений в бизнесе в данном районе или в затратах на различные виды транспорта.
Туризм в Лапландии, несмотря на свой активный рост, тоже не может быть достаточным основанием для обоснования проекта, заключили эксперты, тем более что так называемая арктическая дорога потребовала бы увеличения пропускной способности на основной магистрали на участке Хельсинки — Тампере.
Аналитики отмечают, что планирование проекта и его реализация будут возможны в лучшем случае не раньше чем через 15 лет. Чтобы начать планирование, и в Норвегии, и в Финляндии должно быть принято политическое решение по выбору маршрута и реализации проекта.
Проект железной дороги от Рованиеми до норвежского Киркинеса обсуждается как минимум с 2011 года. Расходы на строительство железнодорожной линии протяженностью 550 км ранее оценивали в 3 млрд евро. В качестве альтернативного варианта предлагалась также ветка, которая пройдет через общину Салла на севере страны до российской Кандалакши, а затем через Мурманск до Северного Ледовитого океана.
К проекту арктической железной дороги апеллировал финский минтранс, в том числе когда говорил о необходимости строительства туннеля между Хельсинки и Таллином.