Обрушить бизнес на веселящем газе – реально. Только не надо про «закись азота», что не внесена в опасный реестр. Есть такие цифры - «два, три, восемь».
На Думской, Манежке, Лиговке, Южной дороге – читай в местах концентрации ночного молодежного веселья – не хочешь, а попробуешь вдохнуть веселящий газ из надувного шарика. То, что сегодня внимание на эту моду обратили благодаря «БМВ Х6», погубившему двух человек на Невском, – случайность.
Могучий своей медийностью Виталий Милонов еще несколько лет назад обращался в полицию Петербурга «за содействием в пресечении продажи закиси азота». Ему ответили: «В настоящее время вещество «закись азота» не внесено в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ». Писали другие, в том числе молодежный активист Антон Чернышев, – итог тот же. И сегодня ничего не изменилось.
– Закись азота охлаждается при взаимодействии с кислородом, то есть самостоятельное вдыхание его уже само по себе небезопасно — есть риск отека легких от переохлаждения. Кроме того, закись азота вытесняет из крови кислород, а соответственно у мозга начинается кислородное голодание. В перспективе так можно приобрести слабоумие. В силу того, что «веселящий газ» вызывает состояние эйфории, человек может привыкнуть к нему, так формируется зависимость, – предсказал автору его знакомый анестезиолог с 20-летний стажем.
Дальше уже вопросы к общественному восприятию – нравится ли взрослым новый вид «клея «Момент».
Юристы занимают неповоротливую позицию: нельзя наказать предпринимателя за продажу бутылки водки водителю. Бесспорно. А за водку с метиловым спиртом, после которой человек слепнет? Метиловый спирт ведь тоже не запрещен, продается – заливай себе в бачок омывателя.
Представим, что царь поставил мне задачу найти и посадить на кол тех, кто продал «шарики» арестованному уже Касымову. Понятно, что освидетельствование на Боровой не даст заключения о закиси азота. У него в крови нашли остатки наркотика, и все. Но его показания есть. А у меня, кроме поставленной задачи, имеется ресурс.
Подробно допросим, сфотографируем торговцев, предъявим фото, опознаем. Дальше закупимся у них шариком, задержим, опечатаем, проведем экспертизу газа. И не будет того специалиста, который распишется в безвредности вещества. Вот тебе и статья 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Смотрим третью часть нормы: «…повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц наказывается лишением свободы до десяти лет». Заметим, что часть шестая статьи 264 УК «Нарушение правил дорожного движения в состоянии наркотического опьянения, повлекшее смерть двух и более лиц» – до девяти лет. Так, в теории продавцу надо давать больше, чем Касымову. Перебор, конечно, но на практике на первую часть 238-й – до двух лет – наторговать реально.
Поставим проблему наоборот – я сам хочу зарабатывать на шариках. Встаю на машине в гуще баров, вытаскиваю для рекламы несколько шариков из окна. Вскоре ко мне подъезжают постовые Центрального района и советуют исчезнуть. Я им, мол, вокруг несколько экипажей с шариками неплохо так себя чувствуют. Вон, например, на углу Грибоедова и Ломоносова вечно стоит подержанный черный «Мерседес» с регионом «82». Они: «Гражданин непонятливый, пройдемте». И мучительно долго в дежурной части на меня составляют протокол по статье 14.1 Административного кодекса за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения.
Согласно беглому опросу знатоков этого ремесла, с машины в хорошую ночь поднимают от 50 до 70 тысяч рублей. Есть чем делиться за месяц. Об этом сюжете прекрасно осведомлен начальник 28-го отдела полиции подполковник Алексей Шабанов. Он же хозяин вверенной ему территории.
Есть еще рычаги. Откуда-то газ в баллонах достают. В защиту производителей стоит сказать, что на мое предложение заводу в Вологодской области с пожеланием купить те же баллоны по десять литров пищевого азота ответили отказом. Для начала там захотели рассмотреть заявку и понять цель покупки. На всех аналогичных производствах одинаковый алгоритм. Так что бухгалтерию некоторых можно проверить.
Внутренние мотивации: владельцам заведений соседство газа вредно для выручки. Юноши за 150 рублей доходят до кондиции и не берут алкоголь. В наше вегетарианское время охранники, что стоят на дверях, не готовы доходчиво разъяснять продавцам буржуазную политику, согласно которой газ вредит здоровью. В 90-х братва, крышующая бары, за один вечер, умело работая бейсбольной битой, покончила бы с продвижением вредной привычки.
По моей информации, после трагедии на Невском правовое управление ГУ МВД инициировало создание комиссии по «газу» в Законодательном собрании города. Предчувствие – все там умрет на том юристе, который опять пойдет кружить про «не внесенное в реестр».
Остается даже не думать, а захотеть, чтобы после первой жертвы по 238-й статье остальным стало скучно. Можно дальше двигаться в русле старой присказки наперсточников: «Шарик найдешь – в ресторан пойдешь» – и так до следующих новостей.
Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»