Чтобы принять крупнейшую парусную регату Tall Ships' Races в 2021 году, город хочет строить инфраструктуру сам. Вероятной площадкой станет Морской вокзал.
Как стало известно «Фонтанке», комиссия по землепользованию и застройке 5 апреля отказалась менять назначение участков порта «Янтарь» и яхт-клуба «Балтийский берег», которые комитет по развитию туризма хотел превратить в современные яхтенные марины. Третьему проекту на Канонерском острове дали зеленый свет, но с условием «сохранять и развивать зеленые насаждения». Шансы быстро решить земельные вопросы невелики, отмечают эксперты.
О том, что Смольный намерен превратить Петербург в центр яхтенного туризма, стало известно летом 2018 года. Тогда комитет по развитию туризма (КРТ) заказал исследование. Разработанные специалистами РАНХиГС рекомендации посулили Северной столице 8 – 10 тысяч иностранных туристов и 3 – 4,5 тысячи отечественных яхтсменов уже в перспективе 4 – 5 лет, что принесло бы городской экономике более чем 2,5 млрд рублей в год. Но для этого в городе должна появиться необходимая инфраструктура и упрощен визовый режим. Сами туристические чиновники взялись продвигать «яхтенный имидж» Петербурга и договорились о проведении крупнейшей парусной регаты Tall Ships' Races в Северной столице в 2021 году.
Для создания инфраструктуры было решено привлекать инвесторов. По задумке КРТ, в городе должны были появиться три современные марины (специально оборудованные стоянки для яхт), в общей сложности на 900 мест. Из них две класса «А» с гостиницами и развлекательными зонами должны появиться на юге города. Первая – на землях по соседству с яхт-клубом «Балтийский берег», вторая – на месте несостоявшегося морского порта в Ломоносове, который ранее собиралась реализовывать компания «Янтарь». Еще одну марину класса «B» предлагалось построить на территории Канонерского острова. Помимо стоянок для яхт и услуг для яхтсменов там должен разместиться видовой ресторан. Размер вложений оценивается в 1 млрд рублей, 1,25 млрд рублей и 250 млн рублей соответственно, а окупаемость всех трех проектов – восемь лет.
В марте КРТ начал подготовку участков и попросил внести изменения в правила землепользования и застройки, которые бы позволили строить на территории «Балтийского берега» и на Канонерском острове гостиницы (зона ТР3_2), а на территории «Янтаря» создать портовую инфраструктуру (зона ТИ4_2) и скорректировать границы участка.
Но комиссия по землепользованию и застройке, в которую входят депутаты ЗакСа и чиновники имущественного блока, предложения не согласовала. Как рассказал «Фонтанке» присутствовавший на заседании директор «Центра экспертиз ЭКОМ» Александр Карпов, смена зоны для «Балтийского берега» и Канонерского острова противоречит тому, что допускает Генплан. «Последнюю корректировку КРТ пропустил, а следующая будет происходить только в 2021 году», – пояснил он.
Для Канонерского острова комиссия все-таки согласовала изменение в пределах допустимого. «Комиссией было предложено установить территориальную зону ТР5-1, что позволяет сохранять и развивать зеленые насаждения на территории водоохранных зон и использовать 50% участка для организации причалов маломерных судов», – прокомментировали в комитете.
Судьба «Янтаря» и вовсе будет решаться на федеральном уровне. Прежде чем добиваться смены зоны, Смольному придется легализовать намыв, который сейчас де-юре является водой и находится вне границ Петербурга, рассказала присутствовавшая на заседании депутат Законодательного собрания Ирина Комолова.
Но большого энтузиазма у чиновников имущественного блока это не вызвало: на комиссии прозвучало предложение в начале проверить надежность песчаной насыпи и посчитать, сколько это будет стоить бюджету, и найти инвестора, а уже потом что-то согласовывать.
В комитете по развитию туризма не стали комментировать итоги комиссии до составления официального протокола. Но, по мнению экспертов, найти инвесторов для участков, которые либо не сформированы, либо не позволяют строить коммерческие объекты, окупающие яхтенную составляющую, будет проблематично.
Все же, по информации «Фонтанки», чиновники уже вовсю ищут альтернативу. В частности, марина класса «А» на 2 тысячи мест может появиться в районе промзоны «Горская»: к обсуждению перспектив данной территории КРТ вернулся после того, как расторг контракт с компанией «Аврора Групп», которой ранее поручил придумать концепцию развития территории. Чтобы окупить вложения в развитие яхтенной инфраструктуры (по экспертным оценкам, около 6 млрд рублей), инвестор сможет построить торгово-развлекательный центр.
Заместитель главы комитета по развитию туризма Нана Гвичия не стала комментировать подробности, но подтвердила, что идея ТРЦ с яхтенной составляющей обсуждается. «Это концепция, которая была изначально. Сейчас она прорабатывается, посмотрим, какая будет заинтересованность инвестора и какой проект он представит», – сказала она. Название потенциального девелопера она не раскрыла.
В комитете по инвестициям на момент публикации проект развития «Горской» не прокомментировали. Но, по данным «Фонтанки», пока город не определился, будет ли проект реализован в форме государственно-частного партнерства или должен быть полностью коммерческой инициативой. Только земельные вопросы придется решить и на этой территории: сейчас Смольный судится с Росимуществом, требуя снести остатки промплощадки «Горская», которую использовали при строительстве дамбы, и вернуть участок в первозданном виде.
Вопрос, где же все-таки Северная столица будет принимать Tall Ships' Races, по-прежнему остается открытым. Полноценными маринами в Северной столице, по мнению экспертов, можно назвать Яхтенный порт «Геркулес» в Лахте, «Императорский морской яхт-клуб», Речной яхт-клуб профсоюзов, «Форт Константин» в Кронштадте, «Терийоки» в Зеленогорске и «Восточный» в Рыбацком.
С большой долей вероятности Смольный все же инициирует новый проект на территории Морского вокзала. По словам собеседников «Фонтанки», сейчас прорабатывается организация марины класса «А» на 250 лодок. Вероятнее всего, финансировать его будет принадлежащий городу «Пассажирский порт Морской фасад», управляющий комплексом Морского вокзала, – из собственной прибыли или за счет субсидии из городского бюджета.
Коммерческий директор «Морского фасада» Алексей Панфилов подтвердил «Фонтанке», что город рассматривает создание яхтенной марины на территории Морского вокзала и определяет целесообразность с точки зрения дальнейшей эксплуатации. «Вариант кажется нам удобным, чтобы организовать «деревню» для участников — есть гостиница, офисные помещения, конгрессные мощности», – сказал он. В рамках предпроекта «Морской фасад» уже заказал исследование акватории. Стоимость пока не определена и будет зависеть от того, какие водоохранные сооружения понадобятся, уточнил Алексей Панфилов.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»