Дацюк без магии, отличник Гусев и Тимченко, убегающий из вип-ложи. Отдел спорта «Фонтанки» рассказывает о провале СКА в походе за Кубком Гагарина.
Всю серию обе команды критиковали за скучный хоккей. Игра от обороны, возня у бортов, низкая результативность — не этого ждешь от двух команд, чьи хоккеисты в сумме получают больше четырех миллиардов рублей. Развязка противостояния в этом смысле не принесла особых изменений. Нерва добавил только сам факт седьмого матча двух армейских коллективов — это всегда что-то особенное. Но не для СКА, точнее, не для всех его хоккеистов и тренеров.
В последней игре второй раз подряд в составе СКА появился Павел Дацюк, но от него опять не было никакого толку. Точнее, от него всегда ждешь чего-то особенного, и Павел не раз доказывал, что, несмотря на свои 40 лет, он все еще соответствует своему прозвищу Волшебник, но не в этот раз. 13-й номер армейцев где-то забыл свою магию. Может, как и говорил Воробьев, у Дацюка проблемы со здоровьем, а может, дело еще в чем-то.
Хорош был в этой серии Никита Гусев. На счету главной звезды СКА приличные четыре очка (три гола + результативная передача). Единственное, чего не хватило Никите, – умения завести команду, живой дикой энергии, как, например, у Ильи Ковальчука в предыдущих сезонах за СКА. Гусев, как лучший ученик в классе: отлично выполнял свою работу и тихо ехал на скамейку.
Да даже главный тренер Илья Воробьев в седьмой игре, когда нужно было взбодрить команду, которая явно закисла (после первого периода нападающие СКА не нанесли ни одного броска по воротам соперника), больше напоминал стороннего наблюдателя. Интеллигентный Вячеслав Быков и то в такие моменты проявлял больше эмоций. Подобное поведение Воробьева тоже странно, ведь все помнят, как ровно два года назад, будучи главный тренером магнитогорского «Металлурга», в финале Кубка Гагарина против СКА он орал матом на судью: «Да отдайте им кубок, ...!».
Сергей Плотников, кажется, оставался единственным хоккеистом СКА, которому было не все равно. Он своей дракой завел команду в шестом матче. И он же оставил петербуржцев в игре в решающей седьмой, забив сумасшедший гол в падении.
Жаль вратаря Игоря Шестеркина, которого команда бесчисленное количество раз оставляла один на один с соперником. Тому приходилось порой показывать тоже что-то совсем невероятное:
Защитник СКА Антон Белов был главным правдорубом команды в этом плей-офф. В первом раунде, когда петербуржцы сенсационно уступали «Спартаку», он жаловался, что скамейка у СКА мертвая, что игроки не поддерживают друг друга. Уже по ходу противостояния с ЦСКА после пятой игры, в которой армейцы с Невы уступили, Белов говорил, что команда «расслабила булки». Но самого Белова (казалось бы, один из самых опытных и авторитетных хоккеистов в команде) тоже можно обвинить в некоторой расслабленности. В моменте со второй пропущенной шайбой в решающей седьмой игре он выступил именно что безвольно, подарив шайбу форварду ЦСКА Антону Слепышеву перед воротами Шестеркина.
СКА не сумел выступить в банальном жанре «биться-бороться», отчасти из-за нехватки эмоций, отчасти из-за нехватки скорости. Столичные армейцы почти всегда были быстрее на полкорпуса, а то и на корпус. Показательный момент: в конце первого периода хоккеисты ЦСКА, играя в большинстве, легко встали в зоне гостей и столь же легко перепасовывались и добегали первыми до шайбы, если что-то шло не так. Со звуком сирены, возвещающей о перерыве, они забили-таки гол, но его не засчитали, так как закончилось время. Камера в эту секунду показала защитника СКА Илью Каблукова: тот еле дыша растерянно озирался по сторонам, кажется, не до конца понимая, что происходит. В биатлоне есть такое понятие «выиграть ходом» — это чистое время, за которое спортсмен пробежал дистанцию без учета стрельбы. Москвичи полностью «сделали ходом» петербуржцев, да и со стрельбой у них тоже был полный порядок.
За крахом петербуржцев с вип-трибун наблюдали премьер-министр Дмитрий Медведев, министр, вице-премьер Ольга Голодец. Глава «Роснефти» Игорь Сечин победно тряс руками, пока президент СКА Геннадий Тимченко спешно покидал ложу. Если Воробьев не сумел встряхнуть команду в нужный момент, то теперь это могут сделать за него, да так, что заденет и самого Воробьева.
Сам главный тренер не смог изменить себе даже после окончания всего. Его послематчевая пресс-конференция была не менее показательной, чем вся игра СКА.
- Это был ваш первый год в СКА. Как можно его оценить?
– Оценивать еще… Пока свежо еще все. Потом уже будем анализировать и оценивать.
- Чем вы объясните, что в Питере были три победы, а в Москве – четыре поражения?
– Возможно, родные стены помогают каждой команде.
- Чего вообще не хватило СКА, чтобы дожать?
– Во многих матчах мы больше атаковали. Обычно не хватает одного лишнего гола. Так и получалось в этой серии.
- Не было желания тогда тактику сменить и заставить ЦСКА лезть вперед?
– У нас были разные тактики в серии. И в играх тоже.
- Вы много доверяли молодым игрокам в серии. Это политика клуба или от ситуации?
– От ситуации.
Впрочем, есть гипотеза: возможно, Илья Петрович просто бережет объяснения для Романа Ротенберга и Геннадия Тимченко.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»