Между подходами к Арктике руководства России и гостей из североевропейских стран есть фундаментальное отличие, и стороны не побоялись его продемонстрировать в рамках отдельно взятого, завершившегося в среду, 10 апреля, первого петербургского Арктического форума.
Российские чиновники и крупные госкорпорации пытаются прикинуть, сколько лет и миллиардов потребуется, чтобы сделать макрорегион прибыльным. А иностранцы вежливо советуют вовсе остановить активное экономическое освоение Арктики.
Форум "Арктика – территория диалога" добавился в копилку масштабных петербургских полузакрытых мероприятий для власти и бизнеса в этом году впервые – хотя прошел именно по стандартам Газового форума либо урезанной версии ПМЭФ.
"15 минут – и готов проект"
Корреспонденты "Фонтанки" слышали разные оценки количества участников – от двух с половиной до четырех с половиной тысяч человек. Аншлаг, предсказуемо, вызвали пленарное заседание 9 апреля с участием президента России и самые крупные сессии в самых крупных залах – обсуждение перспектив Северного морского пути, добычи углеводородов на шельфе, собственно главная экспозиция.
Известно, что смольнинский комитет по делам Арктики ожидал на свой стенд, самый большой на форуме, по 300 гостей в день. А раз мероприятие стартовало уже 8 апреля – волонтерам и кейтеринговой службе надо было рассчитывать почти на тысячу присевших отдохнуть под петербургским гербом поблизости от вездехода "Шерп", зачем-то отгороженного от остального стенда двумя манекенами в куртках RedFox (мы помним, что именно в куртке этой марки Александр Беглов минувшей, кажется, наконец зимой вел неравный бой с сугробами, так что выбор, возможно, и не случаен).
Экспозиция форума была представлена в подавляющем большинстве госкорпорациями, министерствами, регионами, госСМИ. Неожиданно сразу за яркой светло-зеленой комнатой RT с надписью "Иностранный агент" оказался стенд Королевства Швеция – минималистичный, с большими портретами коренных шведских северянок на фоне белых стен. Рифмовался с ним по образности, пожалуй, только ямальский – с надписью "Первозданная Россия", чучелом оленя и – живыми ямальцами, перебирающими струны народных инструментов.
На переговорных стойках и сессиях чаще всего, пожалуй, можно было услышать о деньгах. Мегапроекты рождались, кажется, из самого воздуха Арктического форума.
"Знаете, как появилась идея создания авиакомпании "Арктика"?" – говорит молодой человек между стендами Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Речь о том, что эти два региона вечером 9 апреля внезапно провозгласили совместное предприятие для перевозки пассажиров самолетами Superjet.
"Губернаторы встретились утром, пожали руки, сели пить кофе, а через пятнадцать минут уже был готов проект новой компании!" – восхищался скорости принятия решений этот молодой помощник одного из глав двух регионов.
В ожидании критической массы
Крупные чиновники с удовольствием в разговоре с "Фонтанкой" подчеркивали: вот-вот, и Арктика станет прибыльным макрорегионом. Осталось буквально чуть-чуть. Это, мол, становится очевидным – если присмотреться к деталям.
"У нас сейчас начинается реализация огромного количества мегапроектов, Арктика – макрорегион с колоссальным потенциалом развития", – говорит министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.
Министр советует присмотреться к проектам компании "Новатэк", которая производит сжиженный природный газ с участием международных инвесторов, в первую очередь французской Total. Это, подчеркивает чиновник, говорит о том, что проекты уже выгодны и интересны. Еще: частные инвесторы вкладываются в новые очереди мурманского порта и совсем новые проекты вроде порта Индига.
"Раз идут частные инвесторы – значит, проекты уже окупаемы и выгодны. Когда наберется критическая масса таких проектов – значит, весь регион можно будет считать прибыльным, – подчеркивает Александр Козлов. – Задача государства при этом – создать инфраструктуру, построить ледоколы, отладить круглогодичную навигацию, гидрографическое обеспечение проводки судов, работу аварийно-спасательного флота".
Министра поддерживает его коллега, глава Минэнергетики Александр Новак. Он тоже очень советует присмотреться именно к "Новатэку". Шутка ли: у компании с прошлого года работает проект "Ямал-СПГ", в следующий за ним "Арктик СПГ-2" собираются вложиться и Total, и китайцы, и арабы.
"А на коллегии министерства в пятницу господин Михельсон (председатель правления "Новатэка" Леонид Михельсон. – Прим. ред.) сказал, что они готовы пересмотреть свои цифры и повысить годовое производство до 70 млн тонн. И это только "Новатэк"! Инвесторам государство и правительство будет помогать с такими проектами".
По мнению вице-премьера Юрия Трутнева, который по совместительству возглавляет оргкомитет Арктического форума, кроме проектов по производству СПГ стоит искать и поддерживать любые подобные.
"Наша страна должна перерабатывать больше полезных ископаемых, это прибыльно. А для этого надо развивать портовую инфраструктуру. Пока что есть те, кто думает: будут современные суда, и этого достаточно. Эти суда сами доберутся из Сибири до Европы. Это не так, в Арктике необходимо развивать транспортную инфраструктуру. Посмотрим, как ситуация изменится в ближайшее время".
В ближайшее время, говорит гендиректор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачёв, все как раз и будет меняться. Дело буквально ближайших лет. "Росатом" с прошедшей зимы – единый инфраструктурный оператор Северного морского пути. А для Севморпути, к слову о деньгах, утвержден федеральный проект как минимум на 900 млрд рублей за пять лет.
"В России складывается взаимодействие между разными игроками, интересантами, которые связывают свое будущее с развитием северных территорий, – убеждает гендиректор госкорпорации. – В одиночку никто не справится, только вместе – с координацией между федеральными органами власти, регионами, МЧС и так далее. Мы в свою очередь – то самое единое окно для бизнеса и его проектов – с коммерческой скоростью перевозки. В нашей обязанности – дружелюбная атмосфера в портах".
Все это не только ради денег, конечно, подчеркивает Алексей Лихачев, а "ради повышения качества жизни людей в арктических регионах и регионах, подпирающих Севморпуть".
Об этом мало говорили на бизнес-сессиях, но – чиновники давали понять, что не слагают с бизнеса, в том числе госкомпаний, обязанность повышенных ставок социальных выплат вроде увеличенного отпуска с оплатой отдыха. В ответ государство готово не требовать отказа от вахтового метода и не собирается принудительно удерживать население городов, располагающихся за Полярным кругом. И даже обещают бизнесу налоговые льготы.
Впрочем, госкорпорации хотят, чтобы государство утвердило более четкую программу развития макрорегиона.
"В случае принятия такой комплексной госпрограммы первые результаты мы получим уже в ближайшие 5–7 лет! – настаивает председатель правления, гендиректор АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» Ян Новиков. – У Арктики колоссальный ресурс, ее развитие – это задел нынешнего поколения для детей и внуков".
Между нами тает лёд
В разговоре с иностранцами, заглянувшими на Арктический форум, выяснилось, что их больше беспокоит то, что между Россией и северо-западными странами тает лед. Не в смысле потепления отношений, а в буквальном – между нами пограничным ручьем лежит тающий арктический лед.
Иностранные дипломаты попытались вежливо донести до коллег и корреспондентов "Фонтанки" мысль: бурная экономическая деятельность в Арктике нарушает хрупкий экологический баланс, глобальное потепление – уже реальность.
"Извлечение экономической выгоды из арктических территорий может стать для них "поцелуем смерти", – объявил президент Финляндии Саули Ниинисте. – Время от времени окружающая среда прямо-таки выдвигает нам требование касательно того, что вести экономическую деятельность подобным образом нельзя, всегда есть возможность сохранить область, подобную Арктике, а не концентрироваться лишь на экономических интересах. Я считаю такие выгоды, возможно, уже частично полученные, довольно большими. К большому сожалению, это означает, что лед тает".
"Зачем пытаться высчитать – когда Арктика станет прибыльной? Лучше прикинуть – когда получится побороть изменение климата", – говорит посол по вопросам Арктики Королевства Швеция Бьорн Лирвал. "Конечно, национальные ресурсы приносят богатство разным странам региона. Но вопрос в том, что Арктика важна для мирового климата, и от этого зависит процветание всей планеты", – настаивает господин посол.
По его мнению, нужны прежде всего инвестиции в науку, в международное сотрудничество, дипломатию и поиск решений в сфере зелёных технологий и альтернативных источников энергии.
"То, что происходит в Арктике, оставит след на тысячи лет, поэтому её нужно сохранить. Это охладитель планеты и та часть Земли, которая обеспечивает стабильность. В долгосрочной перспективе – если мы сможем остановить изменение климата – конечно, уже можно будет думать об извлечении экономической выгоды".
Когда? Представитель Швеции не смог сказать определенно.
"Я думаю, такие встречи, как здесь, на Международном арктическом форуме, дают ещё одну платформу, которая помогает улучшить взаимопонимание и международное сотрудничество, – говорит Бьорн Лирвал. – Но это вопрос не одного поколения, как минимум нашего и наших детей".
Алексей Дмитриев, Яна Пруссакова,
"Фонтанка.ру"