Уход Кирилла Селезнева из «Межрегионгаза» - это, без преувеличения, смена эпох. С трудом можно представить, кому еще так безоговорочно и во всем доверял Алексей Миллер — после всех потоков компромата на старого соратника.
В руках Селезнева были сосредоточены гигантские, даже по меркам «Газпрома», деньги. Только головная структура выручала под 900 млрд рублей и еще размещала заказов на полтриллиона рублей в год. А есть еще и «Газпром газораспределение», и «Газпром газэнергосеть», и десятки региональных распределительных компаний, в которых крутились триллионы рублей. Кроме того, Кирилл Селезнев заседал в советах директоров и «Газпром банка», и «Газпром нефти», и «Интер РАО», а в «Мосэнерго» и петербургском «ТГК-1» он был председателем совета директоров.
Немаловажен факт и участия Кирилла Селезнева в работе банка «Россия». Мало того, что он там в совете директоров, так еще, по слухам, через близкие компании владеет 12% его акций.
Резкий скачок в карьере Кирилла Селезнева случился после недолгой работы в кузнице многих важных кадров — ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Именно там его шефом был Алексей Миллер, директор по развитию и инвестициям. Миллер ушел работать из порта в «Балтийскую трубопроводную систему», Селезнев за ним. А через год Миллер избавляется от наследия Рэма Вяхирева и строит новый «Газпром», а Селезнев — его помощник и замглавы аппарата. В 2003 году он уже выстраивал систему «Межрегионгаза», распределявшую газ по регионам.
О том, что Кириллом Селезневым довольны далеко не все контрагенты и партнеры, «Фонтанке» рассказывали чуть ли не каждую неделю. То он не на таких самолетах летает. То у него друзья не тем владеют. То однокурсники не те контракты получают. Хотя вряд ли человек на таком посту и с такими возможностями должен и может всем нравиться.
Как человек командный, он и сам создал свой ближний круг из людей, которым безоговорочно доверял и на которых опирался во всем. В первую очередь, это Елена Михайлова, его зам по корпоративным и имущественным отношениям. Хотя она была человеком не намного менее близким к Алексею Миллеру, чем сам Селезнев, и занимала весьма серьезный пост в корпорации, так что их отношения, наверное, правильнее было бы назвать партнерством.
Наталия Коноваленко отвечала за финансы и экономику. От нее тянутся ниточки к личным делам шефа. Злые языки называли ее чуть ли не личным бухгалтером Селезнева. С ней же связаны и многочисленные истории, изложенные в газетных публикациях. Как правило, если говорили о «деньгах Селезнева», имели в виду именно ее.
Олег Давыдов, зам по капстроительству и инвестициям, в компании меньше года, но до этого отметился работой, поговаривают, на близкого друга главы «Межрегионгаза» Алексея Митюшова. Значит, тоже свой, проверенный человек. Многие из команды уже экс-главы компании пришли вместе с ним в далеком 2003 году, еще в старый «Межрегионгаз».
Несколько выбивается из общей линии Роман Седов, зам по корпоративной защите. Он вообще не из этой среды, сын генерала армии Алексея Седова, начальника службы по борьбе с терроризмом ФСБ РФ. Знающие люди объясняют: Роман Седов, пришедший в компанию лишь в марте 2017 года, «больше был сотрудником ФСБ, чем "Межрегионгаза".
Еще одной важной фигурой в окружении Кирилла Селезнева справедливо называют Ивана Миронова, его сводного брата. Он вряд ли принимал большое участие в работе «Межрегионгаза», скорее, занимался семейными делами. И именно он упоминался в истории о покупке акций банка «Россия», а так вышло, что они достались ему в ходе обмена активами газовой монополии.
О том, что под Кириллом Селезневым качается кресло, говорили давно. Арест его советника Рауля Арашукова — а это произошло чуть ли не через стенку от кабинета Селезнева — стал уже не просто сигналом, а сиреной, предвещающей скорый конец. Те, кто в курсе, объясняют, что тот скандал, возможно, поставил крест не только на Селезневе, но и на Сергее Хомякове, гендиректоре Службы корпоративной защиты «Газпрома». Именно они вдвоем должны были отвечать за Арашукова, и уход Хомякова специалисты считают вопросом времени.
Скорее всего, окончательная точка была поставлена после того, как в апреле произошла кардинальная смена состава топ-менеджмента в «Газпроме». Одна из самых важных фигур там теперь — Виталий Маркелов, лишившийся нескольких противовесов в лице уволенных других членов правления. Источники «Фонтанки» вспоминали, что у Маркелова с Селезневым были «ужасные» отношения. Еще в начале апреля, когда стало известно, что "Межрегионгаз" будет курировать Маркелов, собеседники "Фонтанки" объясняли: "Это крах Селезнёва, дальше точно бесполезно договариваться. Тем более газификацию и всю инвестпрограмму передадут в "Газпром Инвест".
Вряд ли назначение Кирилла Селезнева в ООО «Русхимальянс» можно считать не только повышением, даже хотя бы разнозначным шагом в карьере. Да, он будет рулить огромным проектом на 700 млрд рублей. Но он явно теперь выпадает из команды Алексея Миллера и лишается всех постов в «Газпроме».
Меняет Кирилла Селезнева хорошо знакомый Петербургу Сергей Густов.
Сергей Густов, сын бывшего губернатора Ленобласти, с 2004 по 2015 год возглавлял «Петербургтеплоэнерго». Его считали одним из столпов городской теплоэнергетики, но 2015-м он неожиданно покинул компанию, заявив тогда «Фонтанке», что выполнил поставленную Алексеем Миллером задачу и может сосредоточиться на другом проекте – «Газпром СПГ Санкт-Петербург», которая будет строить в Ленинградской области завод по производству сжиженного газа.
«Алексей Борисович Миллер поставил передо мной задачу – перед уходом завершить программу по реконструкции котельных в Адмиралтейском и Центральном районах. Она выполнена, и я заканчиваю работать в «Петербургтеплоэнерго", – говорил тогда Густов. После его ухода пост главы компании был вовсе упразднен, и руководство стала осуществлять головная компания «Газпром теплоэнерго».
После ухода Густова близких к нему менеджеров довольно быстро «зачистили» из компании.
Собеседники «Фонтанки» отмечают довольно напряженные отношения Густова как раз с Кириллом Селезневым, которого он теперь меняет. Одной из причин его ухода из компании и зачистки в «Петербургтеплоэнерго» как раз назывался личный конфликт с Селезневым.
Зато Сергей Густов считается человеком, близким к спикеру ЗакСа Вячеславу Макарову, – много лет он является его заместителем на посту секретаря региональной ячейки «Единой России», традиционно делегатом от Петербурга на съездах партии.
Два раза, в 2012 и 2018 годах, Сергей Густов входил в предвыборный штаб Владимира Путина, который организовывал ректор Горного института Владимир Литвиненко. В последний раз этот штаб также объединил его со спикером ЗакСа.
Денис Лебедев, "Фонтанка.ру"