Петербург готов дать денег на превращение Кронштадта в «Остров фортов» для бракосочетаний и гостиниц с «адмиральскими» номерами. Новая идея теснит парк «Патриот».
Проект постановления опубликован на сайте горадминистрации. В нем говорится о субсидии автономной некоммерческой организации, которая предпримет очередную попытку покорить остров Котлин. Планы новой структуры столь же амбициозны, как и у предшественников. В этот раз ставка делается на форты, в том числе те, которые вроде как уже переданы военно-патриотическому парку «Патриот». Гостиницы, сувенирные лавки и ресторан для свадебных торжеств в стиле XVIII века сумели найти дорогу к бюджету гораздо быстрее, чем учебный центр спасателей на воде.
О создании рабочей группы «по вопросу развития Кронштадта» пресс-служба Смольного сообщила 8 апреля. «На площади около 80 га предполагается разместить музейный, научно-образовательный и туристический секторы, включающие в себя интерактивный музейный комплекс, океанариум, культурные и образовательные учреждения», – говорилось в релизе столь общо, что возникла ассоциация с уже строящимся парком «Патриот». Однако, если присмотреться, речь идет о совершенно новом, которое своей масштабностью посягает на объекты военно-патриотического парка.
Чуть раньше известия о рабочей группе на правительственном сайте был опубликован проект постановления о создании автономной некоммерческой организации (АНО). Документ пока не подписан врио губернатора Александром Бегловым — до 17 апреля он проходит антикоррупционную экспертизу. Ключевых пунктов три: Петербург становится учредителем АНО «по развитию туристско-рекреационного кластера в г. Кронштадте «Остров фортов»; участие обусловлено необходимостью развития туризма; размер имущественного взноса составляет 1 миллион рублей, который оформляется как субсидия и извлекается из резервного фонда города.
В администрации Кронштадтского района «Фонтанке» сообщили, что не комментируют планы и решения вышестоящих органов государственной власти. «Наша ключевая задача – привлечь к Кронштадту внимание федерального центра, выбрать, наконец, для города вектор развития», – сказал пресс-секретарь администрации Андрей Краснобаев.
Ответственным за исполнение постановления в проекте указан вице-губернатор Евгений Елин. Услышав вопрос корреспондента «Фонтанки» о том, что же теперь будет с парком «Патриот», а также с планами о великом флотском переселении, чиновник взял паузу на то, чтобы вникнуть. Через несколько минут он, видимо, разобрался и перезвонил. «Складывается ситуация с множественностью АНО. У нас же уже есть одно АНО, – уточнил он, имея в виду парк «Патриот». – Нам нужно для начала понять, что нам делать с таким количеством АНО».
Еще одним исполнителем указан комитет по инвестициям. Советник профильного вице-губернатора Эдуарда Батанова послала «Фонтанку» со своими вопросами в пресс-службу. Пресс-служба комитета по инвестициям тоже взяла паузу, которая на момент публикации материала не закончилась. Прояснить ситуацию с документом, что был опубликован 3 апреля, посчитал преждевременным спецпредставитель губернатора, куратор Кронштадта Анатолий Котов. «Это пока проект постановления, еще ничего не решено, подождите немного», – сказал он.
Проект между тем, по данным «Фонтанки», имеет отчетливые формы, за грандиозностью угадывается поступь Министерства обороны. Военное ведомство призвано стать вторым учредителем АНО «Остров фортов», организация замахивается не только на оборонительные сооружения Кронштадта, но и на береговую территорию. В частности, по информации «Фонтанки», претендует на Южную оградительную стенку Усть-Рогатки. Общая площадь в концепции заявлена такая же, как и в апрельском релизе Смольного — 80 гектаров. Идеологи предполагают, что здесь разместится исторический (а не военно-патриотический) парк, включающий в себя музейную, образовательную и туристическую составляющие.
Самый большой в мире остров-музей должен погрузить туриста в атмосферу места и времени. Для этого в форту Петр I воссоздается образ старого города той эпохи. Какой именно «той», авторы концепции, с которой ознакомилась «Фонтанка», не уточняют. Возможно, 1720-х годов, когда была построена «Цитадель» (так ее назвал первый российский император), а, возможно, 1830-х, когда форт был восстановлен после великого наводнения. В советское время здесь был арсенал и лаборатория по взрывчатым веществам. Что там сохранилось, вряд ли сможет сказать даже оберег форта ЮНЕСКО – Петр I находится в собственности Минобороны и закрыт для посещения.
Другую участь приготовили для форта Александр I, он же Чумный. Его видят театральной площадкой, где в действие спектакля вовлекаются зрители, а антураж создают таверны со старорусской кухней и сувенирные лавки. Но главный приз достается Кроншлоту – в фантазиях разработчиков концепции первый форт Кронштадта превращается в гостиницу, где несколько номеров оборудованы в морском стиле и названы в честь знаковых адмиралов. Сооруженный тут же ресторан позволяет проводить церемонии бракосочетаний по канонам XVIII века. Что подразумевается под «бракосочетаниями по канонам XVIII века», опять же, не уточняется, но вторая по счету ссылка в поисковике выдает информацию о том, что в Российской империи вплоть до начала XX века «регистрация брака производилась через обряд церковного венчания, который фиксировался в церковных метрических книгах».
Во всей этой красоте есть небольшая загвоздка. Форты Кроншлот и Александр I прошлой осенью были отданы парку «Патриот», чьи создатели тоже занимают почетное место в рейтинге мечтателей. Директор созданного пару месяцев назад государственного автономного учреждения Андрей Кононов в интервью «Петербургскому дневнику» делился планами обустроить в Кроншлоте учебный центр спасателей на воде и полигон для поиска затонувших объектов телеуправляемыми подводными аппаратами, а Александр I после реставрации превратить в площадку для тематических игр и соревнований.
В телефонном разговоре 12 апреля Андрей Кононов сообщил корреспонденту «Фонтанки», что не в курсе о соперниках. Парк «Патриот» сейчас находится на стадии формирования штата, уточнил он, бюджет учреждения тоже пока только формируется. В последнем, возможно, и кроется крамола. У конкурентов есть фора в виде покровительства министра экономического развития Максима Орешкина. В своем сообщении Смольный прямо указывает, что экстренное создание еще одной рабочей группы по Кронштадту — это последствия министерского доклада Владимиру Путину. Президент, по данным «Фонтанки», не только одобрил предложенную ему концепцию, но и поручил включить ее в федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)».
Кронштадт пытаются привести в порядок уже второе десятилетие. После того как не сложился продвигаемый губернатором Матвиенко проект концентрированного базирования флотских вузов и профильных предприятий оборонки, город добивался от Минобороны передачи разрушающихся памятников архитектуры. Анонсировали переезд «Адмиралтейских верфей» – не сложилось. Собирались превратить Петровский док в гигантский музей затонувших кораблей – пока не удалось. Думали передислоцировать Международный военно-морской форум — в 2019-м он пройдет на прежнем месте в «Ленэкспо». Застолбили площадку для Главного военно-морского парада — и каждый год теперь стоят перед необходимостью закрывать город, потому что не построили шоссе-дублер. Прошлым летом вернулись к идее удвоить население острова — вузы ВМФ пока не замечены за подготовкой к переезду.
Лодка любви к Кронштадту неизменно разбивается о суровый финансовый вопрос. Остров в буквальном смысле состоит из памятников, включенных в список всемирного наследия. Чтобы приспособить к современности запущенное наследие Петра, самые скромные шепотом произносят цифры с девятью нулями, отчаянные рисуют половину триллиона. Общий объем финансирования в концепции туристической ФЦП, куда президент включил новый проект спасения Котлина, ограничен 387,64 млрд рублей. Это на шесть лет и на всю Россию. В госпрограмме «Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга» на 2018-2023 годы заложено финансирование в почти 46 миллиардов рублей.
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»