Перспективный пассажиропоток электрички Петербург - Лаппеенранта - миллион человек в год. Но чтобы реализовать проект и расширить пункт пропуска, нужны многомиллионные инвестиции, которых нет ни в госпрограмме, ни в бюджете РЖД.
Стали известны первые результаты исследования перспектив развития железнодорожного пункта пропуска Светогорск и возможности открытия пассажирского сообщения Санкт-Петербург — Выборг — Светогорск — Иматра.
Как рассказала «Фонтанке» 15 апреля вице-президент исполнителя заказанного финской стороной исследования ГК «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова, среди всех российских железнодорожных пунктов пропуска ЖДПП «Светогорск» мог бы стать самым крупным – согласно подсчётам, перспективный пассажиропоток – миллион человек в год, если электричку пустить чуть дальше Иматры – до Лаппеенранты. Как утверждают авторы исследования, на билет в одну сторону россияне в среднем готовы потратить от 1000 до 1500 рублей. Для сравнения: опрос «Фонтанки» показал, что в Лаппеенранту на электричке готовы поехать 44% наших читателей, если билет будет не дороже 600 рублей, 26% готовы отдать 1000 рублей, 22% – не больше 800 рублей.
Объём необходимых инвестиций в расширение ЖДПП в ГК «Транспортная интеграция» пока не называют. Для запуска электрички потребуется, в частности, реконструировать пассажирскую платформу, построить пассажирский терминал и электрифицировать 26 км путей. Как отметила Воронцова, нужно ещё оценить затраты и доходы РЖД. По её словам, с учётом того, что у финнов такого подвижного состава как «Ласточка», которая может ходить по путям по обе стороны границы, нет, то к пассажирским и грузовым перевозкам у РЖД прибавится также эксплуатация состава на финской стороне.
Для того, чтобы получить инвестиции, проект должен быть включён в инвестиционную программу РЖД, но таковая недавно была утверждена до 2025 года. Финансирование реконструкции ЖДПП «Светогорск» не предусмотрено и в госпрограмме «Госграница РФ» до 2021 года. По предварительным оценкам, процесс внесения проекта в целевую программу может занять не меньше года. Стороны не исключают вероятности привлечения средств из Евросоюза через программу приграничного сотрудничества.
Отметим, что у финнов уже есть проект на сумму 85 млн евро, который предполагает улучшение сети и технической станции на территории города Иматра, электрификацию пути до границы и повышение маневровых возможностей на финской стороне.
«Что касается расширения «Светогорска» для грузовых перевозок, то здесь речь идёт о перераспределении потоков. Если мы захотим высвободить Выборгское направление для скоростного пассажирского движения, то логично будет направить поезда с углем, нефтепродуктами и лесом не на ЖДПП «Бусловская», а в «Светогорск». Для реконструкции пункта пропуска под нужды грузоперевозок инвестиций потребуется меньше, чем для пассажирского сообщения»,- отметила Воронцова.
16 апреля российское исследование представят финской стороне. Дорожная карта проекта развития ЖДПП «Светогорск» будет готова в конце апреля, когда обе стороны объединят результаты своих изысканий.
Подробнее о проекте «Фонтанка» писала ранее.