Социал-демократы, «Истинные финны» и «Национальная коалиция» – лидеры парламентских выборов в Финляндии. Одна из правящих партий не вошла в тройку, другая вовсе лишилась мандатов. В Суоми будет новый премьер-министр. Чего ждать России?
Парламентские выборы-2019 войдут в политическую историю Финляндии по многим причинам.
Новый парламент Финляндии — самый женский за всю историю. Женщины получили почти половину депутатских мандатов (92), до этого рекордное число мест — 85 — им удалось занять в 2011-м. Самой молодой из новых парламентариев всего 24 года.
Впервые ни одна партия не получила более 20% голосов. Разрыв между тремя лидерами при этом тоже рекордно мал. Социал-демократы во главе с бывшим министром финансов Антти Ринне получили 17,7% (как правило, лидер победившей партии становится премьер-министром. — Прим. ред.), «Истинные финны» — 17,5%, «Национальная коалиция» — 17%. Без явного политического победителя сформировать единую правительственную линию будет гораздо сложнее.
СПРАВКА. СДП — одна из старейших партий умеренно-левого толка с богатыми традициями и костяком лояльных избирателей, неоднократно формировавшая правительства. Социал-демократы — сторонники добрососедских отношений с Россией, не стремятся в НАТО, но при этом видят Финляндию частью Европы и заявляют о необходимости укреплять границы Евросоюза. Среди приоритетов партии также толерантность и экология. Любопытно, что среди 10 муниципалитетов, где социал-демократы получили большинство голосов, есть и близкие к России Иматра (40,8%), Раутъярви (32,8%) и Руоколахти (29,5%).
Явка в этом году впервые достигла 72% с 1991 года, а в предварительном голосовании приняли участие рекордные 36% граждан, что говорит о мобилизации пассивной части населения из-за недовольства политикой правительства Юхи Сипиля. Его партия «Центр» за четырёхлетний срок так и не смогла провести реформу соцздрава, краеугольным камнем которой стала передача услуг здравоохранения в частные руки.
Дров в топку подкинули сексуальные скандалы с беженцами, и на этом неплохо заработали националисты, которые призывают к ужесточению миграционной политики, — «Истинные финны» впервые стали второй по величине партией по количеству голосов, получив 17,5% поддержки и ещё одно кресло в парламенте (всего 39). В предыдущем правительстве они были вторыми только по числу мандатов.
Лидер «Истинных финнов» Юсси Халла-ахо установил рекорд по числу набранных голосов — его выбрали более 30,5 тысячи человек. Предыдущий рекорд принадлежал нынешнему президенту Саули Ниинистё на выборах 1999-го. Халла-Ахо не рвётся в правительство — между СДП и его партией слишком много идеологических противоречий, поэтому националисты, возможно, даже если им предложат, останутся набирать силы и давить на правительство из оппозиции. Именно в отступлении от линии партии обвинили радикальные соратники бывшего лидера партии Тимо Сойни, когда «Истинные финны» вошли в правительство. В партии летом 2017-го произошёл раскол, и в итоге исповедующие более умеренные взгляды политики, в частности глава МИД Тимо Сойни, образовали партию «Синее будущее», оставшись в правительстве. Но по итогам выборов в парламент партия пройти не смогла.
Из-за провала «Синих» и «Центра» правительственные партии потеряли рекордное количество мест. Партия Юхи Сипиля лишилась 18 депутатских кресел, оставив за собой 31 место. Результат нынешних выборов стал для «Центра» одним из самых худших. «Синее будущее», в которой было 17 вышедших из «Истинных финнов» парламентариев, и вовсе осталось без мандатов.
При этом значительно укрепились находившиеся в оппозиции «Зелёные» (с 15 до 20 мест) и «Союз левых сил» (с 12 до 16 мест). Более того, ратующие за мультикультурализм и защиту экологии «Зелёные» впервые стали лидерами выборов в Хельсинкском избирательном округе, набрав 23,5% (по стране — 11,5%), что говорит о силе либеральных настроений в финской столице.
Трудный выбор
Социал-демократы не сумели набрать достаточное количество голосов, чтобы стать сильным локомотивом для всего правительства, и из-за наличия нескольких партий с почти одинаковым количеством мандатов СДП придётся идти по пути компромиссов. Аналитики в один голос утверждают, что процесс формирования правительства будет для главы СДП Антти Ринне непростым. Ожидать результатов переговоров, вероятно, стоит в мае. Но затягивать с этим СДП нельзя, ведь уже в июле Финляндия должна принять председательство в ЕС.
«Красно-зелёное правительство [с привлечением в правящую коалицию «Зелёных» и «Союза левых сил»] — один из вариантов, но я не считаю его наиболее вероятной альтернативой, принимая во внимание, что они не имеют большинства в парламенте. Если СДП формирует правящую коалицию с «Зелёными» и «Союзом левых сил», то ей понадобится по крайней мере ещё одна из трёх следующих крупных партий («Национальная коалиция», «Истинные финны» или «Центр»). Наименее вероятный союзник в этом плане — это «Истинные финны». Что касается «Центра», я не думаю, что они смогут взять на себя ответственность после такого тяжелого поражения на выборах. Математика выборов отсылает к тому, что правительство будет формироваться на основе связки СДП — «Национальная коалиция» с привлечением некоторых малых партий», — поделился соображениями с «Фонтанкой» руководитель исследований Александровского института (занимается исследованиями России) Маркку Кангаспуро. Но также он не исключает варианта, при котором коалиция создаст правительство с «Истинными финнами» и «Центром». Кроме того, есть всегда готовая к сотрудничеству Шведская народная партия с 9 местами в парламенте.
На восточном фронте перемен не ожидается
По мнению профессора Кангаспуро, результаты прошедших парламентских выборов едва ли отразятся на линиях Финляндия — Россия и Финляндия — НАТО, независимо от состава нового правительства.
«Для российско-финляндских отношений победа СДП не означает ничего нового. Если СДП удастся сформировать новое правительство, отношения [Финляндии] с Россией и НАТО продолжат развиваться по линии, поддерживаемой предыдущим правительством. Мы также должны помнить о значительной роли, которую в отношениях с Россией играет президент [Саули] Ниинистё, и он же является ключевой фигурой в определении границ сотрудничества с НАТО», — говорит профессор Кангаспуро.
Владимир Путин и Саули Ниинистё не раз подтверждали добрососедские отношения наших стран, оставаясь, правда, по разную сторону баррикад в вопросе санкций. Возможность вступления в НАТО, как неоднократно подчёркивал Ниинистё, для Финляндии по-прежнему будет открытой, но неиспользованной.
Кроме того, даже в случае ожесточённой борьбы правящей коалиции и оппозиции «российская угроза» не станет аргументом партий, учитывая, что эта тема не играла никакой существенной роли на выборах, уверен Кангаспуро.