Разрешить НДС в 20% на иностранные самолеты собираются в правительстве России со следующего года. Авиакомпаниям предложат как альтернативу регистрировать машины в российском регистре или переходить на отечественные модели.
Эксперты, опрошенные 16 апреля «Коммерсантом», полагают, что лизингодатели не согласятся принять такое условие, и перевозчикам придется либо пользоваться старыми самолетами, либо поднимать цену на билеты.
Идею продвигают Минтранс и Минпромторг. Временный режим, при котором среднемагистральные самолеты иностранного производства ввозятся в Россию без уплаты пошлин и налогов, чиновники считают нецелесообразным. Режим был введен в 2010 году решением комиссии Таможенного союза, но сейчас в правительстве хотят мотивировать авиакомпании пользоваться российскими самолетами или регистрировать купленную за рубежом технику в России.
Проект закона об освобождении от НДС самолетов, зарегистрированных в российском реестре воздушных судов, внесен в правительство Минфином еще в декабре 2018 года, для «налогового стимулирования развития гражданской авиации в России».
Если идеи Минтранса и Минпромторга, а также законодательная инициатива будут реализованы, ввозимые в Россию и не внесенные в российский реестр самолеты с 2020 года будут облагаться налогом на добавленную стоимость по ставке 20%. Это увеличит расходы авиакомпаний, так как, по данным Росавиации, 95% используемых российскими перевозчиками самолетов зарегистрированы на Бермудах и в Ирландии.
«Если самолет стоит $50 млн, авиакомпании придется заплатить в бюджет $10 млн, перевозчики будут стремиться отбить свои расходы за счет роста цен на билеты»,— говорит источник «Коммерсанта» в одной из авиакомпаний.
«Ни один иностранный лизингодатель не согласится перерегистрировать принадлежащие ему самолеты в российский реестр. И дело здесь не в правилах поддержания летной годности, а в доверии к исполнению правил российскими авиавластями»,— категоричен еще один источник в отрасли авиаперевозок.
Перевозчики могут отказаться от закупок новых машин, делая ставку на подержанные, которые можно зарегистрировать в российском реестре. Альтернатива — покупать российские, которые к тому же будут освобождены из-за уплаты НДС, полагают в агентстве «Авиапорт».
Сейчас доля российских самолетов, в основном модификаций машин «Конструкторского бюро Сухого» Superjet, в авиакомпаниях довольно мала, самым массовым является Boeing-737-800. Авиакомпания «Победа» в марте получила в правительстве предложение закупать вместо этих моделей еще не поступившие в массовое производство МС-21.
Однако компания пока решила воздержаться от покупки российской техники, ссылаясь на то, что лоукостеру выгодно содержать парк одинаковых самолетов. Сейчас в парке «Победы» 20 самолетов Boeing 737-800.