Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский прокомментировал журналистам итоги пожара в соборе Парижской Богоматери и рассказал, какие выводы можно сделать из этой трагедии.
«Мы пережили кошмарные вечер и ночь, – начал он. – Это мировое потрясение для всех — для нас, для искусства. Сегодня приспущен флаг на Зимнем дворце. Гибель, тяжелое «ранение» памятника Нотр-Дам равносильно человеческим жертвам».
Пиотровский напомнил о письме соболезнования, которое он направил утром от лица Союза музеев России послу Франции в РФ Сильви Берманн и всему французскому народу.
«То, что произошло, лишний раз напоминает, как все в нашем мире хрупко», – повторил он, подчеркнув, что это касается не только памятников культуры, но и мира в целом.
Пиотровский напомнил, что история Нотр-Дама с его строительством и недостройками, секуляризацией и возвращением церкви, попыткой снести собор в ходе Французской революции и его реставрациями — это история всей европейской культуры.
Оценить перспективы восстановления ученый затруднился, предположив, что здание будут восстанавливать: «В данном случае речь идет о символе Франции, как дворцы Петергофа и Царского Села для России, поэтому принцип Венецианской хартии (документ, закрепляющий принцип сохранения памятников в том виде, в котором они дошли до нас на момент фиксации, запрещающий «доделки» «под старину». – Прим. ред.) будет неприменимым, хотя в данном случае — решать Франции».
Отвечая на вопросы журналистов о возможном участии России в восстановлении собора, Пиотровский, признавая высокий класс российских специалистов, отметил, что их помощь, скорее всего, не понадобится.
«Я думаю, что французы прекрасно могут сами восстановить Нотр-Дам, и они должны решать, что делать: нужно, чтобы им не начали указывать, это их святыня, – напомнил он. – А международное сообщество должно выразить свою солидарность и готовность, но в данном случае, я думаю, что все сами всё знают. Если французы захотят провести собрание, чтобы обсудить, как быть дальше, – все с удовольствием приедут, но не раньше».
Директор Эрмитажа напомнил, что сохранение объектов культурного наследия в любом случае предполагает риски, из которых главный — пожар.
«Максимально обезопасить себя нельзя, – признал он. – Троицкий собор горел совсем недавно. Надо знать, что это риски, и их надо все время считать. И нельзя говорить ни «наплевать, все равно ничего не сможем сделать», ни «если правила соблюдать, все будет в порядке». Риск нужно высчитывать и знать, какова его степень сегодня, завтра, и стараться минимизировать. Если все закрыть и поместить под колпак — и то останется риск, а когда есть люди, и большое количество людей, – и подавно. Реставрация — тоже риск, и, кстати, не только пожара, но и неправильного восстановления, и финансовых проблем».
Глава Союза музеев России отметил, что из произошедшего, тем не менее, стоит вынести уроки, и какие конкретно — надо обсуждать, поскольку произошедшее «действительно страшно».
«Это символично, – сказал он. – Это не просто одна из многих катастроф — а катастрофа, о которой все должны задуматься. Недаром в Париже все церкви били в колокола и все молились — такого уровня событие».