В Петербурге стартовал проект «Родной район». Политтехнологи называют его предвыборным и вспоминают московского мэра Сергея Собянина.
На сайте Смольного и в многофункциональных центрах Петербурга появились анкеты. Заполнить их петербуржцев просит врио губернатора Александр Беглов. Его изображение и предложение соседствуют со списком полезных телефонов, такую брошюру жителям было бы удобно положить возле телефонного аппарата или на тумбочку в прихожей и смотреть на градоначальника каждый день.
Инициативу «Родного района» собеседники «Фонтанки» приписывают не существующему официально предвыборному штабу Александра Беглова. Похожий проект год назад пытались реализовать на выборах президента. Тогда анкеты с логотипом «Твой бюджет» распространяли на избирательных участка и в бюджетных учреждениях. Идея заключалась в том, чтобы таким образом повысить явку: урны для анкет стояли неподалеку от избирательных участков, где проходило голосование за президента. Кроме того, политтехнологи следили за участием в выборах сотрудников бюджетных учреждений и чиновников, которым анкеты выдали заранее, да еще и специально пронумерованные.
«Родной район» в отличие от анкетирования на выборах президента планируют завершить до дня голосования. Жителям предлагают решить, что важнее, по их мнению, в развитии района. Всего определено 15 направлений по темам благоустройства, безопасности, социальной среды и дорожной сети. Участнику опроса нужно поставить галочку напротив 5 направлений. Среди вариантов установка скамеек, ремонт набережных, обустройство клумб, модернизация больниц, установка камер видеонаблюдения или ремонт внутриквартальных проездов.
«Приоритетные проекты для каждого района будут определены большинством голосов жителей», – говорится в сообщении Смольного. Опрос на сайте правительства и в МФЦ проводится с 15 апреля до 15 июня. К тому моменту, как завершится голосование, губернаторские выборы уже будут объявлены, и Александр Беглов станет кандидатом.
Следующий этап, который придется на активную фазу предвыборной гонки, в релизе Смольного описан абстрактно: «Во время второго этапа на основе всех собранных предложений будут составлены концепции программ развития каждого района до 2021 года. Они будут обсуждаться и дорабатываться с учетом пожеланий жителей и только потом станут руководством к действию для районных и городских властей».
Наконец, на третьем этапе будет определена лучшая «дорожная карта» развития района, составленная на основе опроса. Проект-победитель получит от правительства Петербурга 100 млн рублей на три года.
Всего в районы завезли порядка 200 тысяч брошюр. Оплату печати и разработки макетов осуществляли представители администрации районов, однако, как пояснили «Фонтанке», «официально закупка по документам не проходила». В одной из администраций сообщили, что воспользовались помощью спонсоров. По оценкам экспертов, стоимость работ по изготовлению «опросников» теоретически могла дойти до миллиона рублей, в зависимости от того, какие виды работ были включены в смету.
Как рассказали «Фонтанке» несколько глав районов, пожелавших остаться не названными, смысл анкетирования, при котором они не получают конкретную информацию от жителей, для них остался неясным. «Конечно, мы знаем и так, что волнует людей, мы же работаем в районе. Возможно, это выявит какие-то болевые точки, будем работать с чем есть», – рассудил один из чиновников. Другой заметил, что его район большой, а проблемы в каждом микрорайоне разные: «Одним требуются скамейки, другим – детские сады. И здесь мы хотя бы могли бы понимать, где эти очаги, но в анкете не предусмотрен адрес и обратная связь». Еще один чиновник развел руками и посоветовал обращаться к авторам инициативы. По словам глав районных администраций, в рамках «Родного района» они будут организовывать встречи с жителями, где будут собирать дополнительную информацию. В беседах чиновники отказывались называть эти встречи предвыборными.
В комитете по территориальному развитию, который выступает оператором проекта, рассказали «Фонтанке», что не видят странностей в форме опроса. По словам представителей комитета, вектор направления развития мегаполисов можно вычислить только используя общие формулировки: «Если уходить в частности, мы не сможем сформулировать общий запрос. На следующих этапах проекта, конечно, придется конкретизировать вопросы и подключать муниципальные образования».
Собеседники «Фонтанки» в Смольном, а также несколько политтехнологов обратили внимание, что похожий проект перед выборами в 2018 году организовал мэр Москвы Сергей Собянин. Он, впрочем, не скрывал, что его «Мой район» родился в ходе агитационной кампании: «Обобщив огромный массив наказов, мы увидели, что большинство из них концентрируются на проблемах конкретных микрорайонов, районов, территорий». Наказы москвичей Собянин собирал на собственном сайте, там же было организовано интернет-голосование – лучшее предложение поднималось вверх по рейтингу. На этой основе он также сформировал программу развития районов. Через месяц после выборов Собянин отчитался о выполнении 95 наказов – изменении автобусных маршрутов, установке пунктов велопроката, модернизации поликлиник и других заявленных в ходе выборов проблем.
Ксения Клочкова,
«Фонтанка.ру»