Еврокомиссия не нашла доказательств кибершпионажа со стороны «Лаборатории Касперского».
«Комиссия не располагает какими-либо доказательствами относительно потенциальных вопросов, связанных с использованием (в кибершпионаже. – Прим. ред.) продуктов «Лаборатории Касперского», – сказано в ответе высшего органа исполнительной власти Евросоюза бельгийскому политику Герльфу Аннемансу.
Автор запроса в марте обеспокоился тем, что продукты «Лаборатории Касперского» якобы используются российскими спецслужбами для слежки за пользователями. В своём запросе Аннеманс указывал на то, что Еврокомиссия в июне 2018 года в резолюции по киберобороне сама назвала «опасными» продукты «Лаборатории Касперского». Бельгийский политик просил отчитаться о том, какие эксперты и на каком основании пришли к выводу об опасности продуктов российской компании, а также сообщить, какие ещё производители антивирусных продуктов могут быть угрозой для ЕС.
«Комиссия не заказывала никаких отчетов, – уточнили в Еврокомиссии, но отметили, что право борьбы за безопасность принадлежит властям каждой страны – участницы ЕС. – Государства-члены имеют право решать, следует ли исключить компании с их рынков по соображениям национальной безопасности».
Вице-президент «Лаборатории Касперского» по связям с государственными органами Антон Шингарев объяснил «Фонтанке» отсутствие доказательств в ЕС «большим проектом по повышению прозрачности компании».
«Кибербезопасность за последние лет 10 превратилась в глобальную проблему, став из нишевой гиковской истории вопросом национальной безопасности. А где национальные интересы, там и политика. Неизбежно, что эта тематика стала очень политизированной. К сожалению, «Лаборатория Касперского» в последние несколько лет столкнулась с беспочвенными обвинениями в самых неприятных вещах, в первую очередь в США. Хотя обвинения и необоснованные, но отвечать на них пришлось по-настоящему. В связи с этим мы запустили большой проект по повышению прозрачности компании и по изменению внутренней инфраструктуры. Мы хотим, чтобы все заинтересованные стороны могли бы убедиться, что мы действительно занимаемся исключительно защитой наших клиентов. Этот большой и важный для нас проект, как мы видим, приносит успехи», – сказал «Фонтанке» представитель компании.
В сентябре 2017 года власти США обвинили «Лабораторию Касперского» в работе на российские спецслужбы и исключили компанию из списка поставщиков программного обеспечения для использования госструктурами в США. После этого глава компании Евгений Касперский в интервью «Фонтанке» признал факт получения секретных документов, которые имели отношение к Агентству национальной безопасности США.
«Мы действительно обнаружили файлы с грифом «секретно» и действительно их сразу удалили. Это был первый подобный случай в нашей практике. Именно поэтому после этого инцидента мы ввели протокол действий, предписывающий удалять любые потенциально секретные материалы, которые могут быть случайно обнаружены нашими вирусными аналитиками», – говорил Евгений Касперский в ноябре 2017 года.
После скандала по итогам 2017 года «Лаборатория Касперского» потеряла 8% американского рынка.
В 2018 году объём продаж компании в Северной Америке просел ещё на 25%. Отразилась «сложная геополитическая обстановка», гласит официальный финансовый отчёт. Теряет «Лаборатория Касперского» и в Латинской Америке. Падение на 11% за минувший год в этом регионе объясняется «девальвацией национальных валют».
В то же время в Европе продажи продуктов «Лаборатории Касперского» в 2018 году прибавили 6%. Аналогичные положительные цифры – по России, Центральной Азии и Тихоокеанскому региону. Бурный рост популярности российских антивирусников зафиксирован на Ближнем Востоке, в Турции и Африке (+27%).