Японско-корейский гигант Mitsui Chemicals & SKC Polyurethanes ищет площадку для строительства завода в Петербурге. Для производства автокомпонентов рассматривает резидентуру в особой экономической зоне.
Планы петербургских заводов по усилению локализации производства fontanka.ru/2018/12/25/088 притянули в Северную столицу новых иностранных инвесторов. Компания MCNS, совместное предприятие японской группы Mitsui и корейской SKC с годовым оборотом 1,5 млрд долларов, в середине апреля зарегистрировала в Петербурге «дочку» – ООО «Эмсиэнэс полиуретан рус».
Как следует из данных СПАРК, уставный капитал предприятия составил 5 млн рублей, основной вид деятельности – производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах. Оно получило прописку в бизнес-центре «Новоорловский» по адресу: дорога в Каменку, 74, в составе ОЭЗ «Санкт-Петербург». Среди действующих резидентов площадки «Новоорловская» компании нет. Гендиректор ОЭЗ «Санкт-Петербург» Тамара Рондалева подтвердила, что японско-корейский консорциум арендовал площади в бизнес-центре, но сообщила, что за льготами компания не обращалась.
В Mitsui Chemicals & SKC Polyurethanes Inc. (MCNS) на момент публикации на запрос «Фонтанки» не ответили. Глава комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Юрий Калабин отказался прокомментировать планы консорциума, ссылаясь на обязательства по неразглашению.
По информации нашего издания, регистрация «дочки» Mitsui Chemicals & SKC Polyurethanes Inc. в Северной столице явилась итогом почти трехлетнего изучения российского рынка, а сейчас компания ведет консультации с городским правительством и выбирает место для запуска завода. В качестве одного из вариантов рассматривается площадка «Новоорловская» ОЭЗ «Санкт-Петербург». Но у MCNS могут возникнуть проблемы с подтверждением инновационности продукции, не исключает один из собеседников «Фонтанки». Тогда она может выбрать один из индустриальных парков или же арендовать мощности.
На сайте MCNS говорится, что компания производит автомобильные кресла и подголовники, а также изоляционные материалы, мягкую мебель и матрасы. Суммарная мощность 15 заводов в девяти странах составляет 720 тысяч тонн продукции в год. К 2020 году компания намерена нарастить выручку до 2 трлн вон (1,8 млрд долларов), в том числе за счет экспансии в Россию, Мексику и страны Ближнего Востока.
Параметры петербургского предприятия пока прорабатываются. По словам собеседников «Фонтанки», речь идет о локализации «широкой линейки автокомпонентов», среди них не только изделия из полиуретана. Потребителями могут стать как находящиеся по соседству в Каменке заводы Hyundai и Nissan, так и Toyota в Шушарах. Размер инвестиций и мощности производства не называются. По оценке Александра Паршукова, директора по инвестициям «ВТБ Девелопмент», минимальные вложения в случае собственного строительства могут составить от 700 млн рублей, с учетом оборудования. В случае аренды — от 200 млн рублей.
У японской Mitsui уже есть опыт работы на петербургском рынке компонентов для автопрома. В 2013 году она запустила совместное предприятие с «Северсталью» по выпуску металлозаготовок для автодеталей во Всеволожске. Мощность составила 150 тыс. тонн в год. Инвестиции – 1 млрд рублей.
Петербургские автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota за 2018 год собрали 376,7 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 8,5% больше показателя 2017 года. Но перспективы сотрудничества с MCNS автопредприятия пока очертить затруднились. Так, в Hyundai сообщили, что предварительных переговоров с производителем компонентов не ведут, в Nissan отметили, что о планах сотрудничества говорить «пока рано». В Toyota на момент публикации на запрос «Фонтанки» не ответили.
На решение MCNS запустить производство в Петербурге, вероятнее всего, повлияли заявленные участниками рынка планы по усилению локализации. Увеличивать долю произведенных в России компонентов в автомобилях концерны стимулируют специальные инвестиционные контракты (СПИК), которые те заключают с Минпромторгом и Смольным, чтобы обеспечить себе налоговые и иные льготы.
Как ранее сообщала «Фонтанка», корейская Hyundai в рамках СПИК вложит к 2026 году 35 млрд рублей в создание R&D-центра, обновление основного предприятия, а также создание отдельного завода по производству двигателей и коробок передач. Nissan вместе с LADA, Renault, Datsun и Mitsubishi инвестирует 70 млрд рублей в модернизацию производства. Только на петербургский завод Nissan может быть направлено около 12 млрд рублей.
Toyota также подала заявку на заключение специнвестконтракта в Минпромторг. Компания планирует потратить 20 млрд рублей в течение десяти лет на развитие завода в Петербурге, где сейчас собираются модели Camry и RAV4. Модельный ряд расширять не планируется, но автоконцерн пообещал, что 10% от общей выручки в России (примерно 1 трлн рублей за весь срок контракта) будет получать от экспорта.
Также в течение 2019 года рынок ожидает перезапуска площадки General Motors в Шушарах. В январе 2019 года Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство белорусско-британского автопредприятия «Юнисон» о покупке мощностей. Но о закрытии сделки до сих пор официально не объявлено.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»