Александр Беглов приехал в школу, которую посещал еще будучи временным губернатором в 2003 году. Школьникам он рассказал про бережливую поликлинику и как когда-то сдал в макулатуру литературные журналы.
К приезду главы петербургской администрации в школе номер 373 Московского района готовились не один день. Начали с отбора надежных и умеющих задавать вопросы старшеклассников. Из 11-го класса таких нашлось шестеро, остальных взяли из 10-го. Затем придумали вопросы. Спросить в итоге удалось не всё: о самом болезненном получилось все-таки умолчать.
Провести урок о будущем Петербурга Александр Беглов решил в школе Московского района. Почему именно в ней? Есть только версии. Первая – врио губернатора должен был проезжать в этот день по этому району, поэтому расписание и заполнили посещением 373-й на «Московских воротах». Вторую версию визитер предложил сам: в 2003-м году он уже посещал эту школу и остался доволен. «Здесь всегда была хорошая подготовка», – заметил Беглов.
На подготовку лекции врио губернатора дали всего 10 минут. Пока учительница истории Ирина Васильевна спрашивала у подростков, каким им бы хотелось видеть Петербург через 50 лет, Беглов сел за последнюю парту. «Когда-то тоже сидел на камчатке. Отсюда, конечно, ничего не видно, дети высокие», – удивился он и принялся перечитывать черновик подготовленного урока, править в нем что-то и дописывать.
Америку старшеклассники 373-й школы не открыли: Петербург будущего должен быть комфортным, с детскими площадками и удобными транспортными развязками, современными спортивными центрами, зелеными зонами и чистым воздухом. Оригинальной прозвучала лишь идея объединить детские сады и дома престарелых, но развить ее молодому человеку из 10-го класса не дали, Ирина Васильевна поспешила передать слово главе города.
Он заверил, что с интересом слушал предложения школьников, а еще добавил, что с радостью бы и почитал: ко Дню города Смольный объявляет конкурс школьных сочинений «Петербург будущего». Лучшего автора отметят чиновники, а затем и сама жизнь, ведь сегодняшние ребята завтра будут президентами, губернаторами, директорами, бизнесменами. Когда он говорил про то, что кто-то станет губернатором, он уточнил: «Как Валентина Ивановна (Матвиенко. — Прим. ред.)».
Беглов заметил, что заинтересован в успехе подрастающего поколения (присутствующие журналисты знали следующую фразу дословно, она звучала не впервые): «Чем больше вы будете успешными, тем больше будете платить нам пенсию». А успешными будут креативные люди с длинной волей, заключил глава города.
Сам он когда-то учился на тройки и четверки, но потом на разговор его вызвала классная руководительница Людмила Борисовна. Почему нужно брать себя в руки, она объяснила весьма доходчиво. Во-первых, учеба – это обязанность ребенка в семье, причем такая же, как работа у родителей. Во-вторых, говорила она ему, неизвестно кем он, Беглов, станет, поэтому надо учить хорошо все предметы. В-третьих, школа учит получать знания, а это нужно успешному человеку всю жизнь. «Это твои тройки, не чьи-то чужие. Они сыграют потом с тобой злую шутку», – пересказывал врио губернатора, явно увлеченный воспоминанием. «Так и вышло. Те уроки, которые я не выучил тогда, так и остались невыученные. Нет, конечно, таблицу умножения я знаю, но остаются пробелы. А жизнь закручивает, и некогда восполнять их».
Затем врио губернатора все-таки перешел к рассказу о развитии Петербурга и поинтересовался у школьников, знают ли они, каков бюджет города. Просвещенных этим знанием не нашлось. «591 млрд с копейками», – подсказал Беглов, а потом заметил, что Петербург сможет быть еще более комфортным и успешным, если будет зарабатывать и тратить триллион рублей. «Что для этого надо сделать? Например, повысить зарплаты до 100 тысяч рублей. Тогда налогов в казну будет приходить больше. А еще что? Привлекать инвестиции. Кто знает, что это такое? … Правильно».
Увлекшись, врио губернатора принялся рассказывать школьникам про «бережливые поликлиники», где нет очередей и берегут нервы и деньги, и бюджетные, и пациентов. Таких в городе до конца года будет 75 детских, взрослым повезет через год. После краткого обзора городской медицины подростки узнали про транспорт: открытие второй очереди скоростного трамвая «Чижик», закупку электробусов и то, что велодорожки надо подсвечивать в темное время суток.
Градоначальник посмотрел на часы. «Подождите, у нас еще вопросы есть», – забеспокоилась директор. «Нет, я еще скажу кое-что», – отрезал Беглов и принялся говорить, как важно, чтобы чиновничьи кадры пополнялись молодыми людьми – дерзкими, горящими желанием, волевыми.
На вопросы время все-таки осталось. «Задавайте, но только несогласованные», – попросил Беглов. И тут же получил вопрос от Марии про любимое место в Петербурге (по информации «Фонтанки», школьная цензура вопрос пропустила). Оказалось, что Беглов любит стрелку Васильевского острова, там для него место силы. Затем прозвучал вопрос про любимый район. Старшеклассник Кирилл попросил назвать самые важные предметы в школе. А Александр уточнил, можно ли школьникам бесплатно ходить в музеи. В ответ Беглов показал свою подготовку, назвав общее количество музеев в городе и подчеркнув, сколько из них подчиняются федеральным властям, и обещал подумать над этим предложением, хоть в Эрмитаж для ребят и так вход бесплатный.
Анатолий из движения школьников попросил Беглова вспомнить что-нибудь из своего пионерского детства. «Мы тогда собирали макулатуру все, – вновь погрузился в воспоминания глава города. – Мне надо было тоже принести. И я вспомнил, что родители годами выписывали журналы и хранили их. Я их собрал, сдал и перевыполнил задание, получил отметку. А вечером отец спросил: «Ну и что ты сделал? Это же целая жизнь, рассказы в этих журналах». Я тогда понял, что нужно спрашивать».
В ответ на то, какая специальность самая востребованная, Беглов заметил, что все они важные, но главное для ребят должно быть другое: не стать троечником по жизни.
На этом время все-таки закончилось. Один из школьников все еще тянул руку, но слова ему не дали, и, кажется, он не очень расстроился. «Фонтанка» достоверно знает, что спросить он должен был следующее: нужно ли запрещать или ограничивать использование мобильных телефонов в школе.
После ухода врио губернатора класс выдохнул. Ирина Васильевна все еще продолжала на автомате вести урок: «Ну, ребята, теперь вы все знаете, и про комфортный город, и про бюджет, и про транспорт».
В коридоре зазвенел звонок. Из соседнего класса вырвался парень с криком «Беглов, верни перемену».
Ксения Клочкова,
«Фонтанка.ру»