Власти финской Южной Карелии уверяют, что электричку Петербург — Иматра — Лаппеенранта с миллионным пассажиропотоком можно будет запустить в 2025 году. России для этого осталось найти всего несколько миллиардов.
Финляндия уже к 2023 году будет готова к росту железнодорожных грузоперевозок через «Светогорск» и запуску электрички между Лаппеенрантой и Петербургом. Для реализации проекта на российской стороне потребуется не меньше 3,3 млрд рублей и политическая воля. Предложение по реализации проекта будет передано Минтрансу РФ в ближайшее время.
План мероприятий по развитию международного железнодорожного пункта сообщения через ЖДПП «Иматра — Светогорск» на днях представил в Иматре Региональный союз Южной Карелии. Как рассказал «Фонтанке» руководитель проекта Стефан Мюнттинен, согласно проведённому исследованию железнодорожный пункт пропуска «Светогорск», который сейчас работает как грузовой в двустороннем режиме, имеет все шансы стать многосторонним и начать принимать пассажирские поезда уже через 6 лет.
На разработку плана мероприятий и предварительного обоснования финская сторона потратила 260 тысяч евро из государственного и муниципальных бюджетов. Общий объём планируемых инвестиций в железнодорожную инфраструктуру приграничного региона по ту сторону границы — 250 млн евро (в рублях — более 18 млрд).
Изначально проект задумывался больше для развития грузовых перевозок, однако в ходе изучения потенциала пункта пропуска исследователи пришли к выводу, что пассажирские перевозки тоже будут экономически оправданными.
«На российской стороне для прямого сообщения через Светогорск будет использоваться только что построенная электрифицированная двухколейная железная дорога Лосево – Каменногорск – Выборг. Новое сообщение повысит конкурентоспособность работающих на экспорт промышленных предприятий Восточной и Юго-Восточной Финляндии благодаря сокращению расстояний, которое может достигать 200 км в одном направлении. Кроме того, второй маршрут в Россию снизит чувствительность железнодорожной логистики к нарушениям в работе», – говорит Мюнттинен.
Растущий леспром и «дорога смерти»
Оптимистичные выводы финнов сделаны, главным образом, на основе данных пограничников и таможни, а также экономических прогнозов развития России. В ходе исследования был проведён опрос промышленных и логистических компаний. Некоторые из них уже возят товары через «Светогорск», другие рассматривают такую возможность. Игроки рынка лесной промышленности планируют наращивать поставки в Финляндию. Опрошенные компании в целом намерены увеличить свой грузооборот к 2025 году с нынешних 5,2 млн тонн до 14,9 млн тонн.
Как следует из презентации проекта, грузоперевозки из России в Финляндию с 2015 года неуклонно растут, и в 2018 году объём потока грузов вернулся к уровню 2013 года — 27,4 млн тонн. Из них на железнодорожный транспорт пришлось 57%. В 2018 году грузооборот через ЖДПП «Бусловская» в сравнении с 2017-м вырос с 7,2 до 8 млн тонн, через ЖДПП «Светогорск» – с 2,4 до 2,5 млн тонн. По данным ФТС, на «Бусловскую» приходится 50% всех грузоперевозок между Россией и Финляндией, на «Светогорск» – 15%.
Лесопромышленная отрасль в Финляндии растёт. Так, в Куопио идет строительство крупнейшего в мире завода по производству целлюлозы Finnpulp мощностью 1,2 млн тонн в год и стоимостью 1,4 млрд евро. Помимо него есть и другие крупные инвестиионные проекты в этой сфере (Kaide, Kaicell Filare, Boreal Bioref и Metsä Fibre). По прогнозам, общая потребность финских предприятий в древесине к 2025 году составит 16,1 млн тонн. Для сравнения: сейчас в Финляндию поставляется 7,3 млн тонн древесины, из них 85% – из России.
Через «Светогорск» из России везут главным образом лес и пиломатериалы, обратно платформы идут порожними. В номенклатуру разрешённых товаров входят также металл, битум. Чтобы ограничений по товарным группам не было, пункту пропуска нужен международный статус.
«Международный статус пункта пропуска необходим для развития потребностей как импорта, так и экспорта», – подтверждает специалист консалтинговой компании в области проектирования EP-Logistics Эса Ээрикайнен.
Аналитики подсчитали, что даже при низких темпах роста международной торговли и социально-экономического развития начиная с 2025 года ЖДПП «Светогорск – Иматра» в качестве постоянного многостороннего погранпункта для пассажиров и грузов всех товарных групп будет экономически выгодным. Даже если всё оставить, как есть, загруженность ЖДПП «Светогорск» к 2035 году вырастет в сравнении с 2018-м на 10%, до 48%, а если он получит статус международного — то до 112%.
Пассажиропоток в таком случае составит миллион пассажиров в год, значительная часть российских туристов, приезжающих в Финляндию на машине, пересядет на поезд, уверены авторы отчёта, а к 2035-му этот показатель вырастет до 1,3 — 1,5 млн человек. Как уточнила «Фонтанке» Светлана Воронцова, исполнительный вице-президент ГК «Транспортная интеграция» (исполнитель исследования с российской стороны по заказу Южной Карелии), расчётная стоимость билетов составила 1500 рублей.
Ещё одним аргументом в пользу запуска электрички называется улучшение безопасности дорожного движения – трасса «Скандинавия» A-181 имеет дурную славу из-за многочисленных аварий. «Согласно данным, поступившим от ГИБДД, за период 2016 – 2018 гг. на А-181 «Скандинавия» зафиксировано 235 ДТП с пострадавшими, в которых 393 человека ранено, 68 человек погибло», – уточнили «Фонтанке» в ФКУ Упрдор «Северо-Запад».
Предполагается, что спрос поддержит и развитие аэропорта Лаппеенранты, пассажиропоток которого в следующем году составит 100 тысяч пассажиров, треть которых – россияне.
Ранее опрос читателей «Фонтанки» показал, что почти 80% респондентов заинтересованы в поездках в приграничную Финляндию на поезде. Почти каждый третий готов воспользоваться электричкой Петербург — Иматра — Лаппеенранта пару раз за полугодие, 16% заявили о желании использовать этот вид транспорта ежемесячно.
Политическая воля и 3,3 млрд рублей
По предварительным расчётам, базовая сумма, которая понадобится для инфраструктуры на российской стороне, — 45 млн евро (3,3 млрд рублей), говорит Мюнттинен. Для оборудования пассажирского терминала и расширения пункта пропуска под требования многостороннего проекта этой суммы, возможно, хватит, но для запуска пассажирского сообщения нужна также электрификация 26-километрового участка дороги от Каменногорска до границы.
Кроме того, для местных жителей активное железнодорожное движение может обернуться пробками на переездах, поэтому потребуется строительство виадуков.
Финансирования на «Светогорск» в госпрограмме «Росграница» до 2021 года не предусмотрено. Часть денег финны предлагают изыскать у ЕС через программу Приграничного сотрудничества «Европейский инструмент соседства "Юго-Восточная Финляндия – Россия"», как уже ранее делалось для реконструкции других пунктов пропуска на границе с Финляндией.
«Мы построили Беломорканал и Крымский мост. При наличии политического решения задача будет выполнена», – считает источник с российской стороны, близкий к обсуждению проекта между ведомствами двух стран.
В РЖД на вопросы «Фонтанки», касающиеся идеи запуска электрички и перевода части грузоперевозок на другую ветку, а также возможностей финансирования проекта, не ответили. «На сегодняшний день мы не располагаем информацией о проекте развития ЖДПП «Светогорск», разрабатываемом финской стороной. В связи с этим предоставить данные о решениях и перспективах проекта не представляется возможным», – заявили в пресс-службе российского перевозчика. Мюнттинен же утверждает, что переговоры с РЖД и Ленобластью ведутся: «Они очень положительно смотрят на наш проект».
На данный момент речь идёт лишь о концепции. В «Росгранстрое» её комментировать не берутся.
«Вопросов очень много при реализации проекта. Это и строительство виадуков по ходу следования поездов, и места осуществления контрольных процедур таможней и пограничниками. Пока никто не видел заключения по исследованию и не проводил предпроектных расчётов. У меня нет заключения РЖД, таможни и пограничников, Росавтодора и администрации Ленобласти. О перспективах реализации можно будет говорить лишь тогда, когда в случае поддержки проект перейдет в стадию дорожной карты (сроков и задач). Можно сказать с уверенностью, что если такая задача будет поставлена перед Росгранстроем, то она будет выполнена», – говорит замдиректора Санкт-Петербургского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Дмитрий Ваньчков.
Финское лобби
Региональный директор Южной Карелии Матти Вииалайнен настаивает, что это приоритетный проект для приграничного региона.
С финской стороны в рамках программы приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия – Россия. 2014 – 2020» уже запущен проект в размере 5,1 млн евро по закупке оборудования для финской таможни, повышающего эффективность грузовых железнодорожных перевозок, в частности досмотровые комплексы с «рентгеном». На ЖДПП «Светогорск» такие уже есть.
Потенциальный маршрут электрички из Петербурга проходит через Иматру до Лаппеенранты. На данный момент там одноколейка, а Луумяки – Иматра — один из наиболее интенсивно используемых одноколейных участков в Финляндии, поэтому в 2018 году началась его капитальная реконструкция и строительство двухколейного участка между Йоутсено и Иматрой, обновление железнодорожных мостов и т. д. Стоимость проекта – 187 млн евро.
Также Агентство транспортной инфраструктуры Финляндии вскоре должно утвердить общий план развития для участка Иматранкоски – государственная граница. По словам Мюнттинена,
На первом этапе (45 млн евро), который позволит запустить пассажирские перевозки, планируется перенос функций железнодорожного парка из Иматранкоски в Пелколу (пункт пропуска), строительство поворотного треугольника на Карельской железной дороге, а также размещение устройств безопасности и управления железнодорожной сигнализацией и электрификация пути от Иматранкоски до границы с Россией. Второй этап, затраты на который оцениваются в 40 млн евро, подразумевает строительство двухколейной дороги до Иматры. Он будет реализован, когда объемы перевозок «возрастут в достаточной степени».
Новое правительство и парламент Финляндии должны будут принять решение о реализации проекта в 2020 году, и тогда он будет завершен в 2023 году. По словам Мюнттинена, реализация большинства его частей не зависит от решения России, так как направлена также и на внутренние нужды.
В ближайшее время финская сторона намерена обратиться в Минтранс РФ с предложением о реконструкции ЖДПП «Светогорск» и придания ему статуса многостороннего, предоставив своё предварительное исследование. Рабочая группа, в свою очередь, привлечет экспертов и специалистов из разных сфер для оценки представленных данных. Затем потребуется экономическое обоснование; сбор информация о планируемой мощности и сроках открытия многостороннего ЖДПП; расчет стоимости проектных и строительных работ, включая реконструкцию железнодорожной станции Светогорск.
Представители Регионального союза Южной Карелии и Агентства по развитию региона Иматра приедут обсуждать проект с торгово-промышленной палатой и комитетом по туризму Ленобласти 25 апреля.
Яна Пруссакова, "Фонтанка.ру"