Центр мирового производства электромобилей постепенно смещается в Китай. Все больше «грандов» заявляют о том, что собираются выпускать там продукцию не только для внутреннего китайского рынка, но и для экспорта в Европу и Россию.
Крупнейшие компании начинают рассматривать Китай как удобный центр для экспорта своих товаров по всему миру, пишет 22 апреля Financial Times. Таким образом, автопромышленность отреагировала на продолжающиеся торговые споры между США и остальным миром.
Например, Ford вынужден был пересмотреть свои планы экспорта Ford Focus, выпущенного в Китае, в США, но зато совместно с китайцами разрабатывает новую модель, которая, по словам представителя компании, «будет создана для Китая и для всего мира».
BMW запускает производство электрической версии кроссовера X3, в том числе на экспорт. Это будет первая модель марки, сделанная в Китае, но продаваемая в значительных объемах не только внутри него.
Даже сами китайские автопроизводители меняют свои планы, отказываясь от заводов вне страны. Так, производитель гибридов Link&Co (детище Geely и Volvo) передумал собирать машины в Бельгии и хочет завоевывать Европу с «домашнего» китайского плацдарма. А компания Guangzhou Auto отказалась от экспорта автомобилей марки Trumpchi в США и теперь надеется превратить эту модель в «самый популярный бренд в России» в течение ближайших пяти лет.
Такое развитие событий – вполне логичный ответ как на «тарифные войны» Дональда Трампа, так и на замедление роста внутреннего китайского рынка.
При этом автопром Поднебесной ничуть не утратил своих преимуществ. Большинство компонентов для электромобилей все равно производятся в Китае, включая растущий выпуск батарей, острую нехватку которых испытывают все производители. Кроме этого, китайские заводы, как правило, оборудованы лучше европейских и американских. Не последнюю роль играет и более дешевая, но не менее квалифицированная рабочая сила, хотя в последнее время стоимость китайской рабсилы постепенно начинает сдвигаться в сторону «мировых стандартов».
Вместе с тем власти Китая постепенно улучшают условия для работы иностранных компаний. До недавнего времени обязательным было создание совместного предприятия, но с 2022 года иностранным компаниям уже не нужны будут местные партнеры.
Несмотря на «охлаждение» внутреннего рынка, Китай остается крупнейшим производителем и потребителем продукции автомобильной индустрии. И выйти на этот рынок мечтают все, как когда-то мечтали о рынке США. А скоро все больше импортированных автомобилей будут «made in China», даже если это Ford или BMW.