Глава Петербурга в присутствии Владимира Путина торжественно объявил: вместо Судебного квартала будет парк.
Опрошенные «Фонтанкой» противники строительства Судебного квартала напротив стрелки Васильевского острова связывают неожиданное решение с грядущими выборами и напоминают: аналогичная история произошла в Москве с парком Зарядье.
О принятом решении перенести строительство Судебного квартала «Фонтанка» сообщила накануне.
История строительства здания Верховного суда и театра танца Бориса Эйфмана на набережной Добролюбова тянется с 2012 года. В конце прошлого года на площадке наметилось оживление: стало известно, что бюджет проекта составит 35 млрд рублей, а подрядчиком без конкурса стали структуры, близкие к бизнесмену Евгению Пригожину.
В апреле стало очевидно, что на площадке начались строительные работы. Ситуация коренным образом изменилась за 4,5 месяца до выборов губернатора Петербурга. Причем и для автора проекта – Евгения Герасимова – и для курирующего стройку Ростехнадзора это стало сюрпризом. Опрошенные «Фонтанкой» эксперты выразили горячее одобрение принятому решению и сожаление, что голоса сторонников появления парка были услышаны только с наступлением электорального цикла.
Идея создания парка на территории между проспектом Добролюбова, Малой Невой и Большим проспектом Петроградской стороны даже по современному законодательству уже достигла «пенсионного возраста».
«Фонтанка» расспросила экспертов, какой они видят будущую зеленую зону.
Архитектурный критик Мария Элькина, одна из самых активных сторонников парковой зоны, считает, что решение до некоторой степени было неизбежным. Она отмечает трудности со строительством, которые возникали в течение последних лет, сложности с процедурой переезда в Петербург Верховного суда и свою неготовность поверить, что здание по проекту компании «Евгений Герасимов и партнеры» появится прямо напротив стрелки Васильевского острова.
«Другой момент заключается в смене губернатора. Проекты, начатые при его предшественнике, похоронены. Тем более губернатор, вероятно, хочет выиграть выборы. Мне кажется, что такие решения не имеют обратного хода, поэтому мне не очень важно, почему он это делает, важно – что делает», – добавляет эксперт.
Крайне важным для того, чтобы Петербург в итоге смог гордиться парковой зоной, Элькина считает проведение международного конкурса. «Как это было сделано в Зарядье, просто не доведено до конца. Я бы просто приглашала очень опытных архитекторов-ландшафтников, вероятно, не из России, потому что я не помню, чтобы за последние 10 лет у нас делали роскошные парки», – говорит она. И призвала не повторять ошибок, которые были допущены при проектировании парка 300-летия в Приморском районе, где «много гранита, дорожки, но трудно понять, куда себя деть».
Специфика расположения – на набережной Невы – диктует, чтобы проектировщики заранее озаботились защитой посетителей парка от ветра, высадили бы кусты и деревья. Мария Элькина призвала не пытаться копировать наиболее известные парковые проекты, заимствовать не решения, а принцип подхода. И привела в пример конкурс, который объявили при проектировании парка Ла-Виллет в Париже, подчеркивая, что он вошел в историю архитектуры.
Отдельный момент – возможное обустройство под зеленой зоной парковки. По словам эксперта, бояться этого не стоит. Подобные проекты откровенно убыточные, такие решения власти принимают сознательно для освобождения места: «Бояться подземного паркинга не стоит, просто внимательно отнестись к выбору проектировщика».
Разместить театр в этом месте даже неплохо, говорит она, он сразу задает парку некий жанр. «Наверное, это не должен быть парк, примеры которых мы видим на окраинах Петербурга, например, Сосновка, где катаются на лыжах, а парк, где происходит активная городская жизнь. Видимо, он будет очень людным, поэтому было бы здорово, чтобы кроме театра там разместились бы заведения общественного питания, столики, лежаки».
«Я страшно рад. Мы с Машей Элькиной в свое время собрали несколько десятков тысяч подписей, и это состоялось», – поделился с «Фонтанкой» писатель Лев Лурье, активно выступавший против строительства Судебного квартала. Он тоже связывает решение о создании общественного пространства с предстоящими губернаторскими выборами. Его будущее он видит не зарегулированным, как современный Летний сад, а пейзажным, как Павловск.
А вот архитектор Никита Явейн считает хорошим решением остановиться на идее регулярного парка, такого «Летнего сада номер два». Он невысоко оценивает существующий проект театра Эйфмана, а вот появление парка назвал великолепным решением. «Если государство на это пошло, я могу только радоваться. Но Судебный квартал может быть и в другом месте. Это затратное решение, но если государство готово на такие траты – слава богу». Эксперт напомнил, что юг Петроградской стороны особенно нуждается в зелени, напомнив, что Александровский парк (у станции метро «Горьковская». – Прим. ред.) успели подзастроить.
По мнению архитектора, вариант с размещением подземной парковки – стандартное решение: «Можно в этой зоне сделать зеленый партер, он вообще легко растет. Полметра растительного слоя – и все прекрасно».
«Когда пять лет назад журналистка и архитектурный критик Мария Элькина предложила организовать петицию и запустить открытое голосование в поддержку парка на месте Судебного квартала, мы с коллегами с радостью поддержали эту идею», – вспоминает архитектор, гендиректор ООО «САБ» Александр Стругач. Эту концепцию разработчики тогда окрестили ироничным термином «городской лес» и предлагали нечто подобное, например, для острова Котлин. «Для площадки "Набережной Европы" или Судебного квартала мы взяли фотографию из "Яндекс.Панорам" и нарисовали лес на всей этой территории. Именно такая простая коллажная картинка, в концентрированной форме доносящая идею, и стала обложкой петиции. Людям этот образ тогда очень понравился, и мы получили массу позитивных откликов, писем и комментариев. Петиция собрала более 17 тысяч подписей!».
Его мнение осталось неизменным: на территории должен появиться пейзажный ландшафтный объект – живой «городской лес». Предложения устроить на данном участке «Петербургское Зарядье» или какой-то парк по образу и подобию европейских урбанистических общественных пространств кажутся Стругачу не вполне отвечающими духу места. Архитектор призывает отказаться от механических копий иностранных идей.
Опрошенные «Фонтанкой» эксперты по большей части сошлись во мнении, что предстоящие выборы – причина радостного известия.
«Это довольно очевидно, – соглашается депутат ЗакСа Борис Вишневский (он же – и соперник нынешнего врио в выборной гонке). – Я шесть лет как оглашенный на этом настаивал (и все мои поправки в ПЗЗ, Генплан, ЗНОП отклонялись): переезд Верховного суда – это дорогостоящий и бессмысленный проект». Однако парламентарий не исключает наличие второй причины, которая может быть связана с зараженностью грунтов.
«Там много лет стоял ГИПХ, и разговоры о том, что вывезли весь загрязненный грунт, меня все равно не убеждают. Мои родственники и друзья там работали, и они крайне скептически оценивают любые перспективы жилой или деловой застройки на этом месте. Если делать парк, то также нужно тщательно подумать о вопросах безопасности в силу большой зараженности почвы на протяжении многих лет», – добавил Вишневский.
Его коллега по парламенту Максим Резник назвал решение по Судебному кварталу наряду с другими уступками властей городу «попыткой проведения новой политтехнологической операции». «Я действительно рад, если это решение будет принято. Но мы должны понимать, почему оно состоялось. Власть действует, исходя из страха не обеспечить сейчас результат выборов. Хотелось бы, чтобы она всегда действовала в интересах граждан», – заключил депутат.
Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»